19 апреля, пятница

Эмиграционные намерения подкрепляются реальными действиями очень редко

21 ноября 2013 / 21:03
ведущий научный сотрудник института демографии НИУ ВШЭ

Везде все занято и в Европе я бы не сказал, что ждут с распростертыми объятиями наших трудоспособных сограждан.

В кадровых агентствах утверждают, что произошло некоторое расслоение российских эмигрантов. Люди среднего возраста покидают страну навсегда, а молодежь стремится отучиться и вернуться обратно.

Я не думаю, что на этот счет есть достоверная статистика, это, скорее, наблюдения, которые вряд ли распространяются на все население, жителей разных регионов. Но я полагаю, дело в том, что молодежь включена в глобальный рынок труда, глобальный рынок обучения. Это глобальное перемещение: и от нас люди уезжают, и к нам приезжают. Молодой человек, куда бы то ни было переехав, вряд ли будет считать, что он там встретит старость и т.д. У  молодых людей вполне могут сохраняться контакты и на родине, они могут жить на две или даже три страны. Это нормально. Такую эмиграцию нельзя сравнивать с эмиграцией из СССР, когда махали рукой и прощались навсегда.

А пожилые люди уезжают доживать, покупают жилье, например, в Болгарии, рассчитывая горизонт на 10-15 лет.

Если говорить о мотивации уезжающих: она больше эмоциональная или прагматическая. То есть, грубо говоря, уезжают лишь бы уехать или из какого-то расчета: учиться или работать?

Тут все очень индивидуально.

Скажем так, есть ли основания говорить, что тезис «пора валить» действительно воплощают в жизнь все больше и больше людей?

Многие считают, что пора валить, но когда начинают трезво рассуждать, что их там ждет, то в общем-то с этого лозунга много шелухи слетает. Эмиграционные намерения подкрепляются реальными действиями очень редко. Этих намерений на рубеже 80-90-х годов было очень много, прочили что из России уедет чуть ли не 20 млн человек, а на деле вся волна эмиграции свелась к полутора миллионам человек.

Нет же такого, что открыли, предположим, новый континент Америка и туда люди массово рванули захватывать новые земли. Везде все занято и в Европе я бы не сказал, что ждут с распростертыми объятиями наших трудоспособных сограждан. Их там ничего не ждет.

А вообще эмиграция она свойственна, скорее, развивающимся странам или это глобальный процесс?

Перетекают! Если почитать прессу, то и в Германии озабочены, что люди уезжают, в Англии, в Италии считают, что очень многие итальянцы ищут лучшей доли за рубежом. Это общий процесс. Здесь можно следить за балансом. К примеру, в этом году статистика увидела, что уехали 20 тысяч, а в следующем – 35 тысяч. А почему столько? Она на какие-то мысли наводить должна, но, как бы там ни было, в соотношении с объемом населения – это очень мало.

Судя по данным Росстата, с середины 1990-х количество эмигрантов, ежегодно выезжающих из России, к 2011 году сократилось в 7 раз. С чем это связано?

Если посмотреть на самое начало 1990-х от нас в страны СНГ выезжало и по полмиллиона и даже по 800 тысяч. Дело в том, что на тот момент для людей это все по-прежнему была единая страна, и это ощущение постепенно спадало. Кто в 1990-е годы сравнивал Россию с Украиной? Чуть гривна подскочит – идет отток на Украину, гривна просядет – в обратную сторону процесс. Это постепенный распад бывшего союзного пространства.

Кроме того, делать выводы по статистике Росстата не очень продуктивно. Если, например, взять цифры за 2012 года – у нас сильно вырос выезд. Но это не соответствует действительности. Просто изменилась методика учета. У нас сейчас считается, что все кто приехал в Россию на срок более 9 месяцев – они прибывшие. Как только у них заканчивается регистрация, их автоматически считают выбывшими. Приехал, скажем, в 2011 году в Россию человек из Грузии или Украины, у него регистрация на 1 год. В 2012 году он автоматически причисляется к выбывшим. Раньше такого не было.

Есть еще один любопытный момент в данных Росстата: в последние годы заметно вырос приток людей из т.н. развитых стран: Германии, Греции, Турции, Эстонии. С чем это связано?

Это в какой-то мере может быть связано с изменением порядка учета. С другой стороны – у нас за рубежом существуют многочисленные диаспоры - даже не русские, а постсоветские. В Израиле живет миллион русскоговорящих людей. Даже если 1% из них за год решат вернуться в Россию – это будет значимый поток. Это, скорее всего, обмен нашими людьми: кто-то не прижился, кто-то решил вернуться. В Германии порядка двух миллионов человек говорят по-русски.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика