Возможности для системного роста российской экономики начинают исчерпываться и необходимо искать новые.
Кризисные явления в международном контексте не заканчивались, и ситуация, которая разворачивается сегодня в Европейском союзе, об этом свидетельствует. Португалия, Испания, Италия, Греция, множество других стран, наверное, за исключением Германии и Польши, находятся в сложном состоянии. В подобном положении и ряд развивающихся стран. Например, Бразилия, в меньшей степени – Китай и Индия.
Но говорить о том, что в российской экономике в ближайшее время может быть реализован опасный сценарий, сложно. Несмотря на выход ЦБ на рынок капитала, несмотря на покупку долларов, это скорректировало отечественную валюту максимум на 1,5-2 рубля. Эта мера поддерживает российские компании, ориентированные на экспорт, которые на слабом рубле получают дополнительную конкурентоспособность на внешнем контуре, и, соответственно, экономику страны в целом. Это серьезный резерв для роста. Говоря же об ослаблении рубля, нужно, к примеру, вспомнить Бразилию, где реал крайне слаб. У нас все не так серьезно.
Говоря о социальной составляющей российской экономики, о социальных программах, о попадании в бюджет которых сейчас ведется дискуссия, нужно понимать, что базовые социальные расходы бюджета остаются неизменными. Социальные расходы имеют в бюджете серьезную составляющую.
Но следует понимать, что некоторые социальные программы были исключены из бюджета из-за того, что произошло перераспределение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, и соответствующий функционал был передан на региональный уровень. Теперь все будет зависеть от вопросов бюджетного трансферта. Иными словами, сколько федеральный бюджет будет выделять денег регионам на исполнение этих социальных программ.
В целом экономическую ситуацию в России по сравнению с Европой можно назвать хорошей. Как правило, первой экономической проблемой страны является рост безработицы. С этим показателем у нас все более-менее в порядке. К примеру, в Португалии уровень безработицы достигает 50% от числа трудоспособного населения. При этом, до 75% этого трудоспособного населения – молодежь, то есть фактически трое из четырех молодых португальцев не имеют работы. И потом им будет найти работу еще сложнее из-за отсутствия у них стажа. Да и финансовая система тянет их вниз: ипотека, кредитные рынки и так далее. Похожая ситуация с безработицей и в Испании, да и в целом в ЕС уровень безработицы достигает пиковых отметок.
Да, риски в российской экономике есть, это очевидно, как и тот факт, что нам нужны структурные реформы. Прежде всего – обеспечивать диверсификацию экономики. Но, что важнее, - улучшать бизнес-среду для развития малого и среднего предпринимательства. Возможности для системного роста российской экономики начинают исчерпываться и необходимо искать новые. Если еще пару лет назад основным запасом для роста экономики у нас являлась низкая стоимость рабочей силы, то этот фактор сходит на нет.
У нас наращиваются мощности, но инфраструктура начинает выступать в качестве сдерживающего фактора. К примеру, мы наращиваем производство зерна, но больше, чем способен отгрузить новороссийский зерновой терминал, все равно мы вывезти не сможем. Поэтому без системных решений экономика не сможет пройти этот процесс самостоятельно.
Инвестиции в инфраструктуру – это хорошая возможность для внутреннего развития. Этот путь проделали многие страны: Китай, Америка прошла великую депрессию благодаря развитию собственной инфраструктуры. Поэтому, в России, где на транспортные издержки приходится большая доля стоимости товаров, расширение инфраструктуры и, соответственно, сокращение расходов на транспортные издержки, повысит конкурентоспособность наших товаров.