В ходе Единого дня голосования не было необузданного применения административного ресурса.
Во-первых, те, кто следит за выборами, понимают, что произошли существенные изменения в законодательстве. Появились новые партии, новые лица участвовали в прошедшей избирательной кампании, что придало большую конкурентность.
Второй важный момент заключается в том, что все ощутили, что в ходе Единого дня голосования не было необузданного применения административного ресурса, которым нередко грешили в ходе прежних кампаний. В предыдущие годы имело место давление на бюджетников, студентов, арендаторов, работников крупных предприятий, то сейчас этого не было. Люди ощутили, что власть как бы отошла в сторону, создав действительно естественные условия для конкуренции.
Люди также видят, что оживилась правоприменительная практика. Стали выноситься административные и даже уголовные решения в отношении тех, кто нарушал выборное законодательство. Так, после думских выборов в Тамбовской области группа лиц, которые фальсифицировала подписи и протоколы, получила реальные сроки. Также стали отстранять председателей комиссий, которые допускали нарушения. Это тоже показывает, что, пусть со скрипом, но заработал механизм правоприменительной системы и нарушения не проходят безнаказанными.
Низкую явку в ходе Единого дня голосования можно объяснить тем, что это были региональные и муниципальные выборы. На такого уровня выборах явка традиционно ниже, чем в ходе федеральных кампаний. Второй момент – крайне неудобная дата Единого дня голосования для отпускников, работников образования, сельского хозяйства. Эту дату нужно сдвигать на конец сентября – начало октября.