Система замыкается сама на себя, и мы получаем новых дворян.
Каковы плюсы и минусы предлагаемой реформы МСУ?
Для власти в этой модели я плюсов не вижу. Я понимаю резоны авторов: на нижний уровень МСУ будут отданы какие-то денежные средства, но при этом государственная власть, которая их дает, поставит своего контролирующего, который будет ими распоряжаться. Ведь глав муниципалитетов будет назначать комиссия, состоящая из представителей муниципалитета и губернатора. Это, во-первых, прямое вмешательство государственных органов в вопросы МСУ, что запрещено по Конституции. Во-вторых, это будет означать, что глава города назначен губернатором. Даже раньше, когда губернатор просто мог предлагать кандидата из числа депутатов, его уже воспринимали, как человека губернатора.
По факту это приведет к дальнейшему отстранению простых граждан от участия в государственной жизни и решении вопросов местного самоуправления. Кроме того, это усложнит систему госуправления. Фактически, главы муниципалитетов, которые через муниципальный фильтр допускают на выборы губернатора, назначаются самим губернатором. Система замыкается сама на себя, и мы получаем новых дворян. Все это ведет к нехорошим последствиям. Поскольку люди не будут избирать своих непосредственных руководителей, а лишь опосредованно будут задействованы в выборах губернатора, то ответственным за все в стране, за каждую лужу будет возложена на одного человека. Система становится полностью вертикальной. Губернатор приходит к власти с согласия Москвы, а главы местных органов управления приходят только с разрешения губернатора. Это приводит к тому, что одно лицо в стране становится ответственным за каждую лужу в стране. И Украина нам сейчас показывает, насколько это опасно.
Авторы полагают, что новая форма МСУ исключит излишнюю для муниципального уровня политизированность.
Они себе противоречат. Политика будет ввалена на уровень МСУ самим решением, что представители губернатора – люди явно политические – могут назначать глав. Все вопросы местного самоуправления отдаются на откуп победившей в регионе политической силы. Причем никто не будет спрашивать мнения даже местных представителей этой же политической силы. Это приведет к росту числа конфликтов местных и региональных элит.