25 апреля, четверг

ЦКАД пройдет слишком близко от Москвы

07 октября 2013 / 15:26
директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, член Общественной палаты Москвы

С технической точки зрения магистральную сеть надо отодвигать от Москвы еще дальше.

Есть ощутимая разница между взглядом политика на инфраструктурные проекты и взглядом эксперта. Политик обязан смотреть на них шире, чем это делаем мы, технические эксперты.

С точки зрения технической экспертизы модернизация Транссиба представляется совершенно бесспорной. На Транссибе мы до сих пор сохраняем значительную часть искусственных сооружений рубежа XIX-XX веков. Для того чтобы сохранить эту магистраль нужно привести ее в современное состояние. Тут нет предмета для спора между политиками и экспертами.

А вот отношение к высокоскоростной магистрали Москва-Казань у меня двоякое. Как техническому эксперту мне очень хочется, чтобы в России появилось что-то похожее на то, что есть в Западной Европе, Японии и Китае – современные скоростные железные дороги, позволяющие поездам развивать скорость до 500 км/ч. Но когда мы обращаемся к экономическому аспекту, возникают сложности.

Когда на Западе строят магистраль между Лондоном и Парижем, то исходят из того, что время пассажиров очень дорого стоит, и они за экономию времени готовы платить. Поэтому проект становится окупаемым и понятным. В Китае строят дороги в расчете на будущее, на региональное развитие, в качестве стимулирования экономического роста и т.д. А зачем мы строим дорогу на Казань?

«Дорогого времени» по европейскому или японскому типу у нас просто не существует. Средняя заработная плата в Казани составляет менее 25 тысяч рублей в месяц. При таких доходах экономить время не удастся. Сделать проект окупаемым не получится. Поэтому надо понять, что мы хотим от него. Как техническому эксперту мне проект очень нравится, но как специалист по экономике транспорта я четыре раза подумаю.

У проекта ЦКАД тоже две стороны медали. При жутком дефиците дорог в Подмосковье любая автодорога, которая будет построена, пойдет на пользу. ЦКАД оттянет от себя те грузовые потоки, которые тащит на себе МКАД, это даст некоторое облегчение городу. Но все равно это будет очень близко от Москвы, а в своем юго-западном сегменте дорога пройдет по территории «новой Москвы». С технической точки зрения магистральную сеть надо отодвигать от Москвы еще дальше. Но конкретно в данный момент у руководства страны на столе есть этот проект, и оно намерено его осуществить. Будь я политиком, сделал бы то же самое.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика