21 ноября, четверг

Что-то не так внутри академического сообщества

27 мая 2013 / 01:18
преподаватель кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ

Нам тоже нужно меняться со временем и думать не только о себе.

В России серьезную проблему представляет солидарность студентов и академического сообщества. Мы в своем узком кругу выясняем, как нам лучше учить кого-то, преподавать, делиться знаниями, не обращая внимания на тех, кому это знание нужно или не нужно. Особенно сейчас в информационную или даже уже постинформационную эпоху: как и кто будет конечным потребителем знания? Мне кажется, это существенный вопрос. Конечно, можно обсуждать это между собой, исходя из корпоративных интересов, связанных с сохранением должности, зарплатой и тому подобным, не обращая внимания на тех, кому это нужно. Я не хочу сказать, что это плохо. Я сам преподаю в РГГУ, но мне интересно, а был ли вообще высокий конкурс на бакалавра на философском факультете? Есть ли потребность в получении подобного образования? Почему люди хотят поучать образование не здесь, а там? Наверное, нам тоже нужно как-то меняться со временем и думать не только о себе, но и о тех, кому это все нужно.

Кто стоит за преобразованиями, вызывающими на себя шквал критики? Это придумывают люди с университетским образованием. Председатель правительства вообще преподавал. Он наш коллега. Решения принимают те же самые люди, что и мы с вами, получившие не самое плохое университетское образование. Юридический факультет СПбГУ – не самый последний факультет, один из столпов отечественной университетской традиции.

Значит, что-то не так внутри академического сообщества. Об этом стоит сказать, не стоит этого стесняться. Это ведь ключевой вопрос: кому и зачем это нужно. Может быть, система образования действительно свелась к бихевиористской схеме «стимул – реакция» и никакой «когнитивистики» здесь не будет: «вы предлагаете, мы покупаем», и так до бесконечности.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика