22 ноября, пятница

Большие проекты приводят к росту инфляции

11 июня 2013 / 01:47
заместитель директора Института «Центр развития» НИУ Высшая школа экономики

Сейчас я бы не стал раздувать эти проекты, а еще раз провел ревизию.

Как вы считаете, есть ли необходимость увеличивать инвестиции в инфраструктурные проекты за счет ФНБ?

Теоретически, темпы роста ВВП сейчас низкие и усиление госинвестиций может поднять темпы роста. Но проблема в том, что при госинвестировании у нас традиционно очень большие потери при инвестировании в большие проекты.

В ресурсных, сырьевых экономиках учитываются разные мотивы экономии средств в резервных фондах. Во-первых, нужно поддерживать пенсионеров, во-вторых, бюджет, на случай падения цен на ресурсы, в-третьих, «парковка» денег при больших потерях от коррупции.

На одних только госзакупках, по данным премьера Дмитрия Медведева, мы теряем до 20%. Это очень большие потери. Даже если мы вложим деньги в американские гособлигации под низкий процент и потеряем на нашей инфляции, мы все равно потеряем меньше, чем 20%.

Также нужно учитывать слабую обоснованность наших проектов. Это также беда ресурсных экономик: есть деньги – начинаются гигантские проекты, но без должного расчета, и когда денег начинает не хватать, все эти проекты замораживаются. Это вызывает инфляцию на рынке стройматериалов, как следствие инфляцию на рынке труда, а инфляция ведет к росту стоимости проекта. Такой пример мы наблюдали на удорожании проектов в Сочи, Санкт-Петербурге – стадион «Зенит». Еще одна проблема ресурсной экономики – слабое проектирование гособъектов. Просчитывать нужно так, чтобы проект был выгоден частному инвестору и был полностью самоокупаем. Если строить дорогу, то платную, а социальную справедливость восстанавливать за счет выдачи ваучеров больницам и прочим социальным учреждениям.

Все уже начатые проекты – Москва-Казань, ЦКАД и пр. – все должно быть на принципах самоокупаемости, чтобы туда шел частный инвестор. Поэтому сейчас я бы не стал раздувать эти проекты, а еще раз провел ревизию.

При таком раскладе, имеет ли вообще смысл существование ФНБ? Не было бы эффективнее изначально распределять его по статьям бюджета?

Вы имеете в виду дальше не накапливать? Резервные фонды создаются по трем мотивам. Первое - солидарность поколений, пенсионное обеспечение. Второе – страховка от макроэкономической волатильности, на случай падения цен на нефть и газ. Третье – «парковка» лишних денег. В сырьевой экономике фонды обязательны. Большие проекты приводят к росту инфляции, которая в свою очередь приводит к росту цен проектов. Это приводит к попаданию в девальвационную спираль. Чтобы из нее выходить, нужны резервные фонды.

А каким образом определяется необходимый объем фондов?

Модельно. Но у нас, правда, единой модели нет. Поэтому все время споры идут. Белоусов предлагал  5% ВВП, в других странах он составляет 10% ВВП. У нас хорошо его довести до 7%. Вниз точно не нужно опускать планку. 7 – хорошая цифра, счастливая.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика