ВЦИОМ дейли: Российские учителя работают лучше, чем им платят

26 августа 2016 / 11:43

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил в пятницу, 26 августа, данные опроса о том, как жители России оценивают работу школьных учителей и состояние сферы образования в стране.

Престижность профессии учителя в условиях сложной экономической ситуации в стране снизилась, выйдя на уровень 2008 г. Однозначно престижной профессию педагога называет 21% (в 2014 и 2008 гг. — 23%), противоположной точки зрения придерживаются 37% (в 2014 г. — 27%, в 2008 г. — 35%). Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении материального аспекта профессии. Так, доля тех, кто полагает, что зарплаты учителей позволяют им успешно жить, сегодня составляет 15% (в 2014 г. — 18%, в 2008 г. — 11%), не согласны с этим 42% — меньше, чем в 2008 г. — 48% (в 2014 г. — 29%).

При этом работу учителей в стране в целом 34% опрошенных оценивают выше среднего, 41% — удовлетворительно. 62% респондентов, имеющих детей и внуков школьного возраста, довольны их преподавателями. Только 14% считают, что большинство школьных учителей сегодня не справляются со своими обязанностями. Несоответствие профессиональным требованиям чаще всего связывают с низким уровнем зарплат (29%), большой нагрузкой (12%), а также отсутствием необходимой квалификации, опыта (10%) и личной незаинтересованностью в работе (11%).

Однако сравнение с прошлым опытом — явно не в пользу нынешнего преподавательского состава. С 2000 по 2016 гг. в полтора раза (с 32% до 53%) выросла доля респондентов, считающих, что нынешние учителя учат хуже, чем те, что преподавали когда-то самим опрошенным. В то же время об обратном говорят только 13% (с 24%).

Общее состояние сферы образования в стране жители России сегодня оценивают также, как и 8 лет назад: скорее средне (48% в 2016 г. и 50% в 2008 г.) или неудовлетворительно (31% и 36%, соответственно), чем хорошо (14% и 10%). При этом опрошенные уверены в постепенном ухудшении ситуации: с 34% во 2 кв. 2015 г. до 41% в 3 кв. 2016 г. выросла доля тех, кто отмечает негативные изменения в образовательной сфере. В то же время доля положительных ответов снизилась с 21% до 14%.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 20–21 августа 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1 600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Источник


тэги
учитель; 
образование; 
ВЦИОМ; 
опрос; 
школа; 

читайте также
Любовь Духанина: Учитель — важная составляющая гражданского общества
Ученые из ВШЭ: У плохих родителей — плохие учителя
Глеб Кузнецов: Если хочешь, чтобы учителя уважали — покажи, что его работа нужна и вознаграждается
Ученые из ВШЭ: Чем хуже в школе атмосфера, тем хуже дети учатся
ВЦИОМ дейли: Российские учителя работают лучше, чем им платят