Алексей Чадаев: На наших глазах происходит масштабный сдвиг в массовой потребительской парадигме

08 сентября 2016 / 14:03

Политолог Алексей Чадаев рассуждает о методике различных исследований общественного мнения: «Изучил по одному закрытому исследованию объемы основных рынков потребительских товаров в России и основные тенденции на них. Само исследование составляет коммерческую тайну, но бросается в глаза, что сокращаются (и растут) совсем не те рынки, о которых принято думать».

«Если вкратце, в условиях сжатия доходов люди экономят на самом деле совсем не на том, о чем они говорят социологам», — пишет он.

«Можно ли это расценивать как провал существующих методик оценки по соцопросам? Думаю, тут тоньше: люди вполне искренне отвечают, но когда дело доходит до реального планирования и распределения семейного бюджета, верх берут не те рациональные резоны, которые они проговаривают, а насущная карта потребностей, которую мало кто всерьез рефлексирует. Как мы недавно обсуждали в узком кругу философов, реальные приоритеты человека — то, на что он тратит свое время и свои деньги, а не то, как он сам об этом говорит или даже думает», — полагает эксперт.

«Главная же мысль не в этом. На наших глазах происходит масштабный сдвиг в массовой потребительской парадигме, являющийся результатом идущей смены поколений. По мере того, как отходит от дел поколение советских беби-бумеров (послевоенных годов рождения), и в активную жизнь входит все больше совсем несоветских людей, меняется уклад жизни — на глубинном, ценностном уровне», — уверен Чадаев.

«Качество жизни понимается не через вещизм (жильё-дачи-автомобили-техника-шмотки и т.п.), а через качество повседневного потребительского опыта (еда-мобильность-досуг-путешествия-здоровье). Массовый российский потребитель ХХI века будет меньше обременён и озабочен барахлом, но зато он постоянный участник гонки за возможностями — начиная от возможности ежедневно есть недорого, качественно и без долгой готовки, и заканчивая возможностью путешествовать, менять местожительство, учиться, лечиться, отдыхать и развлекаться. Бедность понимается в первую очередь как скука, привязанность к месту и дефицит личного времени; богатство — как яркая и разнообразная жизнь, а также возможность попробовать как можно больше „всего и разного“, пусть лишь попробовать — этого достаточно. Есть о чем задуматься всем, кто собирается в ближайшие десятилетия на нем зарабатывать», — резюмирует политолог.

Источник


тэги
потребление; 
исследование; 
соцопросы; 
экономика; 

читайте также
Эксперты: Российский потребительский рынок выходит из кризиса
Конец крафтовой революции
Российских «Машу и Медведя» выбрали для брендирования музыкальных инструментов
Ученые из ВШЭ узнали о проблеме фальсификата из пальмового масла
Ученые из ВШЭ: Люди курят потому, что плохо учились в школе