8 мая, среда

Выборы Госдумы реформируют по плану

02 июня 2014 / 20:52

В комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству 6 февраля состоялось заседание, на котором были рассмотрены более 639 поправок в новый законопроект о выборах депутатов Госдумы. Несмотря на то, что мероприятие было насыщено ожесточенными дискуссиями на протяжении трех с лишним часов, комитет, преимущественно силами единороссов, рекомендовал к утверждению только 218 поправок.

С самого начала заседания глава комитета Владимир Плигин объявил, что собравшимся предлагается две таблицы: в первой две сотни поправок, во второй - около 400. Первый пакет – это корректировки, которые были предварительно рекомендованы, а второй – предварительно отклонены.

Начали с первого блока, с внеочередной 60-й поправки, которую внесли лидеры думских фракций: глава единороссов Владимир Васильев, председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и руководитель «Справедливой России» Сергей Миронов.

Суть поправки во введении фильтра, который будет регулировать доступ партий к выборам в Госдуму. Дело в том, что с момент т.н. либерализации законодательства о создании новых партий, число таковых в стране резко выросло и на сегодняшний день в России действует около ста новых политических организаций. В связи с таким бумом партстроительства во всех четырех парламентских партиях, прежде всего, оппозиционных, высказали опасения, что это приведет к путанице избирателей.

Соображения на этот счет четырех политических лидеров заключаются в том, чтобы свободно допускать до выборов в Госдуму партсписки только тех партий, которые имеют своих представителей в федеральном парламенте или хотя бы одного депутата в региональном заксобрании. Причем речь о депутате, избранном по партийному списку, а не одномандатнике. Если представительства в заксобраниях у партии нет, она должна будет собрать 200 тысяч подписей в поддержку выдвижения своего партсписка, но не более 7 тысяч подписей в одном субъекте РФ. А представляющему такую партию одномандатнику или самовыдвиженцу придется собрать 3% подписей избирателей региона, где он хочет избираться.

Тем не менее, это предложение поддержали все присутствующие на заседании комитета депутаты, за исключением Дмитрия Гудкова, который входит во фракцию «Справедливая Россия», но был исключен из этой партии еще в 2013 году. Он посетовал, что «фильтрация» партий на выборах Госдумы не соответствует заявленному тренду на усиление политической конкуренции.

«У нас есть партии, которым не дают зарегистрироваться. И я не уверен, что они из-за этого вообще смогут принять участие хоть в одних региональных выборах до 2016 года, а зарегистрируют их прямо перед выборами в Госдуму, и им придется собирать подписи», - опасается парламентарий. Кроме того, Гудков возмутился норме, согласно которой только наличие у партии своего регионального депутата-списочника может быть допуском на выборы Госдумы.

«Почему не разрешить свободно избираться в Госдуму партиям, у которых есть депутат в регзаксобраниях, избранных по одномандатному округу? Зачем делить депутатов по сортам? – Возмутился он. - Фильтр нужен только  партиям, которые предложили эти поправки, чтобы сохранить свою привилегию».

Согласился с тем, что нельзя разделять депутатов-списочников и одномандатников и зампредкомитета от ЛДПР Сергей Иванов, однако в остальном он с Гудковым поспорил.

«Вы же помогаете «Единой России». Я согласен по одномандатникам. Но в остальном свободный доступ любых партий к выборам Госдумы только поможет «Единой России». В основном это партии-спойлеры. Чем их больше будет на выборах, тем проще победить «Единой России», - заявил он.

Не согласился с Гудковым и зампред комитета от КПРФ Вадим Соловьев.

«Я не согласен с Гудковым: навязанная многопартийность ничего общего не имеет с демократией. КПСС богдановская (создатель партии «Коммунистическая партия за социальную справедливость» и других известный политтехнолог Андрей Богданов – ред.) откусила у нас в Тверской области 3%, которые в итоге ушли «Единой России», - говорит коммунист.

«Ничего страшного, что эти партейки, которые созданы для борьбы с оппозицией, пройдут горнило. КПРФ находилась в еще более трудной ситуации в 1993 году, и мы доказали право на существование, собирая полмиллиона подписей. Я считаю очень демократичной эту поправку», - пояснил Соловьев.

Второй резонансной поправкой стала самая первая по списку. Она также обсуждалась задолго до сегодняшнего заседания комитета Госдумы. Речь идет о запрете осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления избираться в течение 15 лет даже после погашения судимости. Тут мнения членов комитета также разделились. Все представители оппозиции проголосовали «против», сочтя, что поправка направлена против неудобных власти кандидатов.

Впрочем, члены комитета от «Единой России» не менее жестко отстаивали свою точку зрения. Например, единоросс Дмитрий Вяткин напомнил, что данная норма соответствует постановлению Конституционного суда, который счел допустимым ограничивать в особых случаях конституционные права граждан.

Выборы в федеральный парламент как раз такой случай, считает он. Говоря об Алексее Навальном, которого вспомнил Гудков, Вяткин заявил, что законодательство под одного человека подстраивать нельзя и привел ответный пример.

«В одном дальневосточном городе, где школа названа в честь убитого милиционера, избрался убийца этого милиционера», - шокировал он собравшихся.

А Вадим Соловьев, в свою очередь, напомнил, что в прошлом комитет по конституционному законодательству Госдумы возглавлял один из лидеров КПРФ Анатолий Лукьянов, который входил в состав ГКЧП и был судим по тяжкой статье за  попытку госпереворота.

Однако дискуссия была прекращена голосованием. Большинство членов комитета поправку поддержали и оставили в таблице рекомендованных поправок.

Далее Владимир Плигин предложил столь же подробно на других рекомендуемых поправках не останавливаться и начал зачитывать номера тех из них, которые, по его словам, носят чисто технический характер. Впрочем, и среди них нашлись те, которые вызвали возмущение присутствовавших оппозиционеров.
27-я поправка по поводу указания названия партии в бюллетене, 157-я поправка по поводу права региональным избиркомам  добавлять бюллетени на участки, «где ожидается наплыв избирателей», а также 168-я поправка о праве граждан голосовать по месту регистрации и пребывания вызвали протесты Вадима Соловьева. Сергей Иванов возражал против одной из поправок, которая обязывает всех кандидатов сообщать об имевшейся судимости. Депутат от ЛДПР считает, что это нарушает УПК, согласно которому погашение судимости снимает все юридические последствия.

Наконец, с подачи Дмитрия Гудкова началось обсуждение важных поправок, которые вводят в России новый принцип формирования состава Госдумы.

Во-первых, речь зашла о снижении проходного барьера на выборах в Госдуму для партий не до 5%, а до 3%. «Партии, не проходящие 5-процентный барьер, в сумме могут набрать до 20%. Получается, что они уйдут другим партиям. 3% обеспечат лучшее представительство партий в Госдуме», - пояснил Гудков.

Во-вторых, Гудков предлагает перейти на т.н. связанную смешанную систему. Российская модель несвязанной смешанной системы выборов предполагает, что кресла в Госдуме делятся пополам: 225 занимают одномандатники, еще 225 – кандидаты, прошедшие по партийным спискам. Гудков же предлагает, чтобы количество мест по списку определялось  от общего числа мест в Госдуме минус кресла, которые уже заняли одномандатники от этой партии. То есть, например, провела та или иная партия в Госдуму 60 одномандатников и набрала 30% по списку. Это значит, что она получит 60 мандатов плюс 30% от 390 оставшихся кресел. По его словам, такая система действует в Германии и гарантирует, что число мандатов у партии будет соответствовать тому, сколько набрал на выборах ее список.

Впрочем, Дмитрий Вяткин, комментируя эти поправки, внесенные Гудковым, отметил, что в Германии нет четкого количества депутатских кресел в Бундестаге. В России  это число прописано – 450. Поэтому будет сложно подогнать полученные по такой сложной схеме результаты под число кресел Госдумы. Кроме того, Германия – парламентская республика и не все действующие в ней политические правила годятся для России, которая является президентской республикой.

Состоялась на заседании комитета Госдумы дискуссия и по ряду других поправок.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика