Брэдли Мэннинг, один из самых известных в мире информаторов Wikileaks, разжалованный из капралов в рядовые, получивший в суде 35 лет и решивший сменить пол с мужского на женский, породил дискуссию о двойных стандартах правосудия в США. Одни считают его альтруистичным борцом за гражданские права, вторые – предателем национальных интересов Америки, гражданином которой он является.
Напомним, на этой неделе Военный суд в США приговорил 25-летнего Брэдли Мэннинга к 35 годам тюрьмы. В его приговоре значатся 20 пунктов обвинения, по которым он признан виновным. Мэннинг будет отбывать наказание до 2048 года, если ему не удастся добиться условно-досрочного освобождения, которое возможно лишь по прошествии восьми лет. Ему вменялось в вину нарушение закона о шпионаже за копирование и распространение документов. Он получил доступ к секретной информации во время службы в Ираке в 2010 году.
Первые документы сайту WikiLeaks Мэннинг передал в феврале 2010 года. Среди них были отчеты о ходе боевых действий в Ираке и Афганистане, в которых участвовали вооруженные силы США. Мэннинг передал WikiLeaks более 700 тысяч материалов. Капрала арестовали в Ираке 27 мая 2010 года. Считается, что спецслужбам в его поимке помог хакер Эдриэн Ламо. Именно он донес на Мэннинга в ФБР.
Во время процесса сторона обвинения также настаивала на том, что Мэннинг совершил кражу и компьютерное мошенничество. Военные прокуроры требовали приговорить его к 60 годам заключения. Обвинение настаивало на том, что жесткий приговор должен был послужить предупреждением для тех, кто мог последовать примеру Мэннинга.
Во время процесса защитник Мэннинга Дэвид Кумбс настаивал на том, что его клиент – идеалист и он хотел рассказать миру правду об американской политике и дипломатии в Ираке и других странах. «Я верил, что помогу людям, а не наврежу», - заявил Мэннинг в ходе заседания.
Мэннинга доставили в тюрьму на военной базе Форт-Ливенуорт в штате Канзас. После этого стало известно, что он написал прошение о помиловании. «Если вы отвергнете мое прошение, я буду отбывать срок, зная, что для жизни в свободном обществе нужно платить высокую цену», - написал Мэннинг в прошении.
Также адвокаты Мэннинг не скрывали от СМИ, что он испытывал серьезные проблемы с психикой, в том числе связанные с его нетрадиционной сексуальной ориентацией. В начале мая 2010 года он попытался свести счеты с жизнью, однако после консультации врача его вернули на службу. И вот уже после приговора Мэннинг передал в масс-медиа свое заявление, в котором он написал, что хочет стать женщиной и жить под именем Челси.
«Я - Челси Мэннинг. Я - женщина. Надеюсь, что меня поддержат в моем желании начать гормональную терапию», - написал он.
Несмотря на этот факт, российский МИД считает: суд в США принял неоправданно жесткое решение. По словам уполномоченного МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова, если не рассматривать суть предъявленных Мэннингу весьма серьезных обвинений и степень его реальной виновности перед американским государством, что является прерогативой американского государства, ряд моментов, связанных с приговором Мэннингу, обращают на себя внимание.
«По сообщениям многих, в том числе американских, правозащитных организаций, информация, которую обнародовал Мэннинг, выявила имевшие место многочисленные злоупотребления со стороны армии США в ходе операций в Ираке и Афганистане, включая гибель мирных жителей и гражданских лиц, пытки заключенных, а также другие грубые нарушения международного права в области прав человека. Одним словом, всего того, о чем американские власти так пекутся и с таким энтузиазмом стремятся продвигать по всему миру», - напомнил Долгов.
Российских дипломатов поддержали, в том числе, и представители правозащитных организаций.
«Я считаю приговор в отношении Мэннинга крайне жестким, - заявил директор Московского бюро по правам человека, сопредседатель Ассоциации НКО «Гражданский контроль» Александр Брод. - За аналогичные деяния в других странах приговор был бы намного более мягким или же его вообще не было, все бы закончилось условным сроком.
Я не понимаю, за что его судят, поскольку та информация, которая попала с его подачи в Интернет – это подтверждение военного преступления, где показывается расстрел мирных граждан, журналистов с военного вертолета (Мэннинг обнародовал видео, на котором показан инцидент в Багдаде в 2007 году, в ходе которого с американского вертолета «Апач» была расстреляна группа иракцев, жертвами стали более десятка мирных жителей, а также два репортера агентства Reuters – ред.)».
Брод полагает, что «развернувшаяся компания вокруг дела Мэннинга говорит о серьезном кризисе в США, поскольку часть элиты приняла на щит именно жесткие, авторитарные меры управления и не приемлет никакой критики, никакого альтернативного взгляда на развитие Соединенных Штатов».
«Любая информация о нарушениях, любой критический взгляд на США, озвученный публично, начинает восприниматься как преступление, направленное на подрыв национальных интересов страны»
Схожего мнения придерживается и член Общественной палаты РФ, глава общественного правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина.
«Понятно, что ситуация с Мэннингом, со Сноуденом (в последнее время таких ситуаций немало) показывает, что в США как минимум очень избирательный подход к вопросам прав человека и правосудия. Когда речь идет о каких-то наших трудностях, Штаты готовы поднять чуть ли не весь мир на борьбу с Россией как с мировым злом, - уверена Костина. - А когда говорят о нарушении прав американских граждан - как подчеркивали и Мэннинг, и Сноуден: они вступили в борьбу за права человека в США - здесь наблюдается определенный кризис американского правосудия. Я надеюсь, что США найдут собственный выход, поскольку если мы посмотрим на СМИ, многие граждане Соединенных Штатов возмущены приговором Меннингу и мы с вами помним, что более 50% жителей США были солидарны с позицией Сноудена».
«Налицо определенное противоречия между представлениями о правах человека у руководства Соединенных Штатов и у граждан этой страны»
В свою очередь, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев говорит, что он лично находится «на стороне тех, кто рассказывает правду». «Мэннинг делал именно это. По-человечески мне его жалко, 35 лет – суровый приговор, но могло быть хуже, ведь обвинение просило для него больше», - отметил Пономарев, добавив, что не знает «чем он руководствовался, когда он передавал секретную информацию». «Думаю, у него были свои мотивы, чтобы это сделать», - заметил правозащитник.
Конечно, есть и те, кто указывает на то, что Мэннинг совершил уголовно наказуемое деяние.
«Конечно, мне жалко Мэннинга, он человек, безусловно, чеcтный, идеалист, - говорит политолог, декан факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Караганов. - Но ведь он не только правду сказал, он открыл государственные секреты своей страны. Поэтому я склоняюсь к тому, что приговор конечно слишком суров, но за такой ущерб, который он нанес, любая страна будет обижена на своего гражданина. Это называется предательством Родины. Любой человек, тем более, государственный служащий, который открывает государственные секреты, в любой стране будет осужден».