2 сентября Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) представил публике свой последний публичный прогноз итогов выборов мэра Москвы. Социологи зафиксировали незначительное падение рейтинга фаворита кампании, и.о. мэра Москвы Сергея Собянина и рост рейтинга у его ближайшего конкурента Алексея Навального. Впрочем, по мнению президента ФОМ Александра Ослона, коренным образом ситуацию это не меняет: нынешний градоначальник победит в первом туре с 60%, а Навальный наберет 20%. На руку Собянину играет то, что он позиционирует себя в качестве деполитизированного хозяйственника. Это нивелирует все электоральные минусы, обычно сопутствующие кандидатам от власти, и дает преимущества, свойственные кандидатам-оппозиционерам.
Итак, согласно исследованию ФОМ, на конец августа от общего числа респондентов за Собянина готовы проголосовать 43%, за Навального – 8%, за Мельникова – 3%, за эсера Николая Левичева, кандидата ЛДПР Михаила Дегтярева и лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина – по 1%. По сравнению с замерами начала лета, сильнее всего изменился показатель Собянина: в июле его выбирали 56% респондентов. Количество сторонников Навального напротив подросло с 6% до 8%.
Впрочем, на итоговых прогнозах ФОМ эти изменения радикально не отразились. Собянину по итогам выборов прочат 60%, вместо 64% ранее. Навальному 20%, вместо 15% ранее. Анализировать динамику других кандидатов Ослон считает невозможным, т.к. их рейтинг находится в пределах статистической погрешности.
Изменения показателей первых двух кандидатов эксперт объясняет целым рядом факторов. Прежде всего, по словам президента ФОМ, лишь в августе на рейтингах кандидатов начала сказываться избирательная кампания. Люди банально начали сравнивать кандидатов, что привело к перераспределению предпочтений. Если раньше Собянин «обладал монополией» на внимание москвичей, то летом у него появились конкуренты.
Но говорить об ажиотаже все равно не приходится. Для большинства жителей столицы избирательная кампания остается «на периферии интересов», объясняет Осло, - 46% опрошенных даже не замечали политической рекламы кандидатов.
Что касается Навального, то в его случае колебания числа сторонников социолог объясняет уходом первоначального эффекта отторжения, а также «ажиотажным спросом на новых политиков».
«В течение августа с 12% до 17% выросло число допускающих голосование за него. Первый эффект, который он произвел – неприятие. 71% исключали голосование за него. Потом люди начали присматриваться, этот показатель упал до 61% в середине августа и поднялся до 66% в конце, - говорит Ослон. - Это тоже эффект кампании».
«Если же говорить в целом о настроении москвичей, то оно ровное. По большому счету, сдвиг не произошел. Снижение – это эффект появления конкуренции, обсуждения «хорошо-плохо», - утверждает президент ФОМ.
Еще один важный фактор выборов – прогнозируемая явка. С июля число тех, кто утверждает, что точно пойдет на выборы выросло с 33% до 43%. Учитывая вероятность неточности даже в этой категории и прибавляя возможных участников выборов из менее определенных категорий (может быть приду, вероятно приду и т.д.) ФОМ прогнозирует явку 45%.
В теории для Собянина более высокая явка может означать более низкий результат, т.к. «сторонники людей из власти идут хуже [на выборы], чем те, которые идут за людей оппозиционных, не из власти», объясняет Ослон. Поэтому, исходя из этой особенности, ФОМ использовал для прогноза по Собянину понижающий коэффициент.
Однако на практике на нынешних выборах мобилизационный ресурс Собянина представляется даже более мощным, чем его конкурента Навального, поэтому, как пояснил Ослон, прогноз «очень осторожный».
Дело в том, что социальные группы москвичей, которые к Навальному относятся лучше, менее склонны ходить на выборы. У Собянина ситуация противоположная.
Например, среди тех, кто оценивает работу и.о. мэра хорошо (это по понятным причинам рейтинговая для него группа) на выборы пойдут 52%, что выше среднего показателя явки. Очень высок процент прогнозируемой явки и среди людей старше 60 лет, а из них Собянина поддерживают аж 62%. При этом две наиболее рейтинговые для Навального группы – критики Собянина (рейтинг Навального среди них 22%) и молодежь до 30 лет (рейтинг Навального 14%) – проявляют к выборам меньше интереса. Из них голосовать пойдут соответственно только 36% и 32%.
«То есть группы, содержащие в себе большее количество сторонников Навального, будет менее активно участвовать в выборах», - поясняет Ослон.
На уточняющий вопрос корреспондента Центра политического анализа, в чем уникальность ситуации Навального и Собянина, почему их мобилизационные возможности не соответствуют традиционной специфике, глава ФОМ назвал сразу несколько причин.
Во-первых, по его словам, теория способности мобилизации электората – это не аксиома. «Если они (разные факторы, свидетельствующие о мобилизационных возможностях кандидатов – ред.) складываются в какое-то единое направление - можно говорить о тренде. В нашем случае есть явное противоречие, поэтому мы предполагаем, что тренда нет и ситуация зафиксирована в нынешнем положении», - говорит он.
Во-вторых, считает Ослон, «Собянин все-таки не совсем типичный представитель власти», потому что избиратель знает его как самостоятельного субъекта политики, а не ассоциирует, например, с партией власти, хотя он в ней и состоит.
«На уровне качественного размышления он – хозяйственник. Он тщательно дистанцируется от политики. Он говорит: я занимаюсь пробками, развязками, дорогами и т.д. Это важная особенность… Я допускаю, что в силу массовой симпатии к нему и его озабоченностью не политикой, а хозяйством города, обеспечат ему более массовый приток голосов», - говорит Ослон.
Опрос ФОМ проводился среди москвичей от 18 лет и старше, 31 августа 2013. Участвовало 1500 респондентов. Интервью проводилось по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.