В здании Центризбиркома России 9 декабря состоялся круглый стол, на котором эксперты сошлись во мнении о том, что России ближе методы организации и проведения выборов, которые применяются в странах Латинской Америки, нежели те, которые навязывает Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ и такие страны, как США или Германия.
Одним из трех кандидатов на обеспечение избирательных участков Эквадора машинами для электронного голосования стала российская фирма. Пробная партия поступит в эту страну уже к выборам в феврале 2014 года. Эксперты утверждают, что Латинская Америка в принципе становится одним из самых выгодных партнеров для России в сфере электоральных технологий.
Итак, власти Эквадора, где достаточно сложные географические условия, намерены максимально широко внедрить в свою практику организации выборов современные технологии учета голосов избирателей. Больше всего им импонирует опыт соседней Венесуэлы, где электронный метод голосования доминирует уже несколько лет.
На практике опробовать имеющиеся передовые технологии в этой сфере эквадорцы намерены на муниципальных выборах 23 февраля 2014 года. К этому времени участники неофициального конкурса – российская и аргентинская фирмы (названия пока остаются в секрете), а также Национальный избирательный совет Венесуэлы – представят свои образцы. По итогам выборов один из «конкурсантов» получит право на обеспечение Эквадора своей техникой.
Как отмечает начальник Управления внешних связей ЦИК РФ Борис Дьяконов, речь не идет об официальном тендере.
«В Эквадоре посчитали, что правильно было бы перейти на электронное голосование. Они обратились к опыту соседей, которые давно такими технологиями пользуются. А участие России – это, скорее, стечение обстоятельств и результат развития российско-эквадорских отношений в сфере проведения выборов», - сказал он. Дьяконов пояснил, что договоренность была достигнута в рамках визита главы ЦИК РФ Владимира Чурова в Латинскую Америку, в ходе которого председателем ЦИК РФ был подписан Протокол о сотрудничестве между ЦИК РФ и Национальным избирательным советом Эквадора.
При этом, ЦИК выступает не как посредник, но как «методист». Российский Центризбирком сам намерен на примере эквадорских выборов оценить возможности электронного голосования и, возможно, в будущем пойти на обеспечение российских избирательных участков «конкурсной» техникой.
Образцы техники, о которой идет речь, пока в России не сертифицированы и даже не имеют названия. Судя по всему, пробу им предстоит выдержать на противоположном конце земного шара. Для этого создателям предстоит не просто отправить свои аппараты в Эквадор, но и подготовить программное обеспечение на испанском языке.
Речь идет о машинах для голосования без бюллетеня. Такие в России пока не применяются в принципе. Избиратель заходит на участок, подтверждает личность, после чего ему выдают электронную карту, наподобие банковской, которую он подключает к аппарату и делает с помощью сенсорного табло свой выбор. На выходе с участка избиратель сдает карточку. Его голосование обрабатывается, и аппарат выдает «чек», который станет свидетельством волеизъявления этого конкретного человека.
Отметим, что визит Чурова в Латинскую Америку не только дал возможность для пробы российской передовой техники за границей, но и в определенном смысле задал вектор развития отечественных избирательных технологий и принципов.
В здании ЦИК 9 декабря состоялся круглый стол, на котором эксперты сошлись во мнении, что России ближе методы организации и проведения выборов, которые применяются в странах Латинской Америки, нежели те, которые навязывает Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ и такие страны, как США или Германия.
По мнению председателя Совета Российского общественного института избирательного права Игоря Борисова, страны-участницы Копенгагенского договора, который описывает стандарты демократических выборов, сталкиваются с побочными эффектами. Осуществляющие работу в рамках этого договора Международные организации, взявшиеся наблюдать за ходом выборов, фактически могут делать любые заявления о ходе голосования, но при этом не подответственны ни одной юрисдикции и даже не предоставляют отчеты своих наблюдателей, на основе которых делают выводы. Россия, в частности, уже 2 года безуспешно добивается получения этих отчетов наблюдателей БДИПЧ.
В то же время, продолжает Борисов, такие страны как США или Германия, как считается являющиеся эталонными демократиями, сами не соблюдают нормы Копенгагенского договора. В том числе, не допускают международных наблюдателей. Кроме того, в отличие от стран СНГ, практически полностью имплицировавших в национальное законодательство нормы Копенгагенского договора, Германия и США делать это не спешит.
В тоже время, нормы проведения выборов при максимальной открытости и одновременно с широким применением средств защиты от фальсификаций, который существует в Латинской Америке, Борисову нравится.
Позитивно об опыте латиноамериканских стран высказался и член ЦИК РФ Николай Конкин. Сославшись на личный опыт наблюдения за выборами в Перу, Венесуэле и Бразилии, он рассказал, что в этих странах иным образом развивается избирательное законодательство. Там органы, отвечающие за проведение выборов, фактически, выделены в отдельную, четвертую ветвь власти. Очень большими полномочиями наделена Комиссия избирателей Венесуэлы, в Бразилии Избирательный трибунал, отвечающий за разбор электоральных споров, на период выборов наделяется близкими к президентским полномочиями. При этом в Перу и Бразилии участие в голосовании обязательно.
Кроме того, в отличие от России, где результаты с участков сначала стекаются в региональные комиссии, а уже потом оттуда в виде протоколов попадают в ЦИК, в Бразилии и Венесуэле, например, данные со всех участков сразу же попадают в центральный орган. Отсюда у жителей этих стран повышенное доверие к электронным методами волеизъявления.
«В Венесуэле, например, на последних президентских выборах сомнение в достоверности возникли не из-за того, что там повсеместно применяются машины для голосования, а из-за лишком крошечного разрыва между двумя кандидатами», - привел пример член ЦИК.
В свою очередь, член ЦИК Сергей Даниленко согласился, что в Латинской Америке избирательные органы наделены исключительными полномочиями, однако он полагает, что для России этот опыт в чистом виде не приемлем в силу разницы политического менталитета наших стран. Однако отдельные элементы, в частности, большие полномочия ЦИК или электронные методы голосования, вполне могут заимствоваться.
Любопытным было и выступление доктора политических наук, уполномоченного по правам человека Ярославской области Сергея Бабуркина. Рассказывая о преимуществах системы выборов в Латинской Америке, он отметил исторически особое значение итогов плебисцитов в этой части света. Вплоть до того, что в разные времена с выборов начинались войны и свергались режимы.
Среди преимуществ современной системы выборов в латиноамериканских странах он выделил, в частности, подбор членов избирательных органов по принципу присяжных. То есть членами избиркомов могут стать буквально соседи, что, по мнению эксперта, повышает доверие к выборам и ответственность организаторов. Избирательные системы многих латиноамериканских стран предполагают более широкие полномочия по отзыву людей с выборных должностей, вплоть до президента. При этом на парламентских выборах распространены разного рода квоты: начиная от квоты для определенного этноса, политической группы. В Эквадоре или Доминикане, например, есть специально отведенные мандаты для представителей граждан, проживающих за границей.
«Все это материал не для копирования, а для размышления», - подытожил он.