4 мая, суббота

Повестка России в G8: Управляя риском ради роста

15 января 2014 / 21:25

15 января в рамках V Гайдаровского форума, который проходит в РАНХиГС, состоялся круглый стол, посвященный председательству России в «Большой восьмерке». В мероприятии принял участие шерпа России в G8 Алексей Квасов, рассказавший о ключевых пунктах повестки, с которой наша страна идет на масштабный международный форум.

Непосредственный переход России от председательства в G20 к роли председателя в «Большой восьмерке», саммит которой пройдет летом на базе инфраструктуры Сочинской олимпиады в июне, должен выгодно подчеркнуть успехи страны на международной арене.

Ведущая роль России в организации наиболее значимых дискуссионных площадок в современной международной политике выглядит логичной на фоне успехов в международной политике, достигнутых в прошлом году: урегулирование сирийского конфликта, сдвиг с мертвой точки иранской проблемы, украинский гамбит, итогом которых стало первое место Владимира Путина в рейтинге наиболее влиятельных политиков журнала Forbes.

В дискуссии, посвященной формату участия России в саммите, приняли участие российский шерпа в «Группе восьми», заместители начальника Экспертного управления Администрации президента Российской Федерации Алексей Квасов и Светлана Лукаш. Первый является российским шерпой в G8, вторая представляет нашу страну в «Двадцатке». Сходства и различия этих взаимодополняющих международных форматов стали одной из тем обсуждения. Так, шерпа ОЭСР в «Группе двадцати» Габриэла Рамос отметила, что прямой транзит от G20 к G8 очень удобен для России в виду обострившихся дискуссий о значимости и взаимовлиянии этих двух международных «клубов».

Алексей Квасов, в свою очередь, подчеркнул, что роль двух форумов остается все-таки различной. Если шумная и пестрая «Двадцатка» характеризуется определенной разноголосицей, то «Восьмерка» - прежде всего группа единомышленников, способных к выработке консолидированных политических решений по ключевым вопросам развития современного мира.

Кроме того, страны-участницы форума в действительности являются наиболее сильными игроками в пространстве современной международной политики, а значит, именно они несут весь груз ответственности за принятые решения.

По словам Квасова, в стремительно меняющемся мире существует запрос на многообразие институциональных инструментов, и в этой перспективе, которая не отрицает разделения труда, никакого противоречия между двумя международными форматами нет – работы хватит всем.

В качестве ключевой черты саммита господин Квасов назвал двойной контроль эффективности: во-первых, со стороны самих участников, и, во-вторых – со стороны – «авторизующего сообщества», то есть международного гражданского общества, дающего политикам мандат на принятие решений. Второе, среди прочего достигается с помощью многочисленных аутрич-форматов неправительственных организаций.

Так, в сотрудничестве с РСПП готовится «бизнес-восьмерка», которая отсутствовала в период американского председательства и была существенно сжата в период председательства Великобритании.

«Есть необходимость в обсуждении деликатного и достаточно революционного формата – государственно-частных партнерств межнационального уровня», - отметил шерпа. По его словам функционирование подобных структур в национальном масштабе – более-менее понятно, а вот на международном уровне – возникает ряд вопросов.

«Есть направления, где бизнес готов работать. Все что ему надо – это коллективная политическая гарантия «Восьмерки», - отметил Квасов.

В соответствии с опросом Института Гэллапа на сегодняшний день чаяния мировой общественности выражаются в форме пяти главных проблем. Это проблемы терроризма, нехватки воды и продовольствия, глобальный экономический кризис и гражданские войны в арабских странах. Нашим, российским то есть, приоритетом в данном случае будет вопрос безопасности граждан и человечества в целом, что отражает возвращение к истокам форума и удачно вписывается в консервативный внешнеполитический курс, заявленный российским руководством. Центральными проблемными пунктами для России, как было заявлено, будет борьба с наркоугрозой, антитеррористическое сотрудничество, урегулирование конфликтов, управление рисками природных и антропогенных катастроф и глобальная безопасность в сфере здоровья. Последний вопрос, в свою очередь, распадается на медицинскую и продовольственную составляющие.

«Похоже, подымает голову новый штамм птичьего гриппа. Есть вирусные инфекции, которые выходят откуда-то из глубин Аравийского полуострова» - отметил Квасов. Говоря о продовольственном аспекте, шерпа напомнил, что по данным ВОЗ 70% заболеваний происходят от того, что человек употребляет в качестве продовольствия и воды.

Подход к решению проблем, который Россия намерена отстаивать в рамках G8, характеризуется двумя основными принципами.

Первый состоит в переходе от реакции на вызовы к концепции управления рисками. Амбициозная задача заключается в том, чтобы утвердить приоритет долгосрочного планирования, внимательной, продуманной, и "холистической" работы с проблемным полем над политикой ситуативного реагирования: «Управление рисками – это очень серьезный замах. Это более холистический взгляд на многие вещи. Это качественно более субстантивный, научно обоснованный и потенциально более эффективный подход», - подчеркнул шерпа.

Второй принцип состоит в максимизации социально-экономического эффекта принимаемых решений: «Вроде бы здравый смысл и исторический опыт подсказывают, что кроме огромных расходов для государства, международных организаций из этого (проблемы безопасности – ЦПА) ничего не следует. Наша сверхзадача заключается в том, чтобы создавать новые возможности для экономической деятельности, для инвестиций, для занятости, в том числе весьма интересные и перспективные», - отметил Квасов.

Своего рода «кейнсианский» поворот здесь выражается в том, что новые возможности экономической деятельности, в том числе в сфере занятости, рассматриваются в качестве ресурса развития.

Продолжение получит ряд тем, обсуждавшихся в прошлые годы как на G8, так и в формате «Двадцатки». Так, член Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Екатерина Шапочка посвятила свой доклад проблематике «открытых данных», продолжая тему транспарентности, доставшуюся России «в наследство» от британского председательства на саммите.

Шапочка напомнила, что Дмитрий Медведев подписал Хартию открытых данных, и уже опубликованы планы по реализации этого документа. Учитывая, что госзакупки составляют до 1/6 ВВП развитых стран, раскрытие данных о закупках, расходах и инвестициях представляется давно назревшим шагом. В этом смысле не стоит недооценивать такое достижение России как уникальный портал госзакупок, где каждый день торгуются лоты всех уровней власти. Контролю над закупками уделяет много внимания и новый федеральный закон о федеральной контрактной системе. Здесь возникает много возможностей для бизнеса в рамках частно-государственного партнерства, а именно «понимание того, где будут строиться дороги, мосты и т.д. и насколько бизнесу будет интересно и выгодно участвовать в этих проектах», - пояснила Шапочка.

Несмотря на то, что Россия вошла в десятку стран с наиболее открытым бюджетным процессом в рейтинге Open Budget Partnership, в 2013 году возникли определенные методологические проблемы с презентацией данных и привлечением граждан к обсуждению.

«Презентация бюджета для граждан, разумеется, должна отличаться от классического, традиционного изложения государственного бюджета», - заметила Шапочка.

Наконец, в том, что касается безопасности жизнедеятельности и окружающей среды, открытые данные несут вполне осязаемую пользу любому гражданину. Шапочка напомнила, что в 2014 году откроется портал открытых данных, на котором будет сформирована библиотека лучших практик в этой области.

Квасов, в свою очередь, отметил, что на саммите российская сторона также планирует затронуть тему миграции, климатических изменений и природных катастроф, а также продолжить разговор о финансовых преступлениях, начавшийся в «Восьмерке» под председательством Великобритании. Девизом России на саммите станет «Управление рисками для устойчивого роста в безопасном мире».

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика