22 ноября, пятница

Открытость муниципальных бюджетов как путь к инвестициям

13 декабря 2013 / 18:42

13 декабря в рамках форума «Открытое муниципальное управление: современные подходы, проблемы и перспективы» в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Открытый муниципальный бюджет». В ходе круглого стола обсуждалась необходимость сделать бюджет муниципальных образований не только открытым для рядовых граждан и предпринимателей, но и максимально наглядным, понятным. Главными целями повышения открытости муниципальных бюджетов участники круглого стола считают рост доверия граждан к власти, законопослушности, налоговой сознательности, увеличение бюджетного инвестирования.

Ведущая круглого стола, к.ю.н., старший консультант Института Информирования общественных финансов Вита Яговкина, во вступительном слове назвала те муниципальные образования, которые, по итогам конкурса «Открытый муниципалитет 2013», проводимого Общественной Палатой РФ, смогли наиболее наглядно и доступно предоставить гражданам доступ к информации о том, на что расходуются бюджетные деньги. Такими, по сообщению Яговкиной, стали администрации Щекинского района Тульской области, администрации городов Стародуб Брянской области, Норильска, Самары и города Чайковский Пермской области.  При определении победителей конкурса учитывалась как доступность бюджетных данных на сайтах муниципалитетов, так и стремление муниципалитетов донести эти данные до граждан простым, понятным рядовому обывателю языком.

Директор АНО «Национальный институт развития современной идеологии», консультант проекта «Новый регион» Галина Воронченкова рассказала том, что открытость данных регионального бюджета – это только начальный этап построения отношений муниципального управления и граждан от пассивного доступа обывателей к бюджетным данным до влияния на бюджетную политику и инвестирования в бюджет. В качестве примера она приводила администрацию Тульской области, посредством предоставления открытого доступа к информации о бюджете добившуюся не только обратной связи от граждан, но и открытого инвестирования предпринимателей в бюджетные проекты.

Говоря о задачах муниципальных управлений в свете глобального разделения труда, коммерческий директор АНО  «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева «Неокономика»» Анна Кузьмина подчеркивала, что по причине того, что Россия после распада СССР стала сырьевой державой, лишь небольшая часть регионов смогла обзавестись профицитным бюджетом. Более 70 процентов  муниципальных образований не могут обеспечить себя без федеральных вливаний и кредитов. В свете вчерашнего Послания Владимира Путина Федеральному собранию, на котором была озвучена необходимость усиления роли местного самоуправления, муниципалитетам нужно находить альтернативные сырьевым доходам и федеральным вливаниям источники доходов, а также оптимизировать собственную деятельность - в частности, свести рутинные задачи к единому четкому алгоритму. К слову, проблема дефицитного бюджета регионов, для России не уникальна. С аналогичной ситуацией в современную эпоху глобального разделения труда, сталкиваются также США и Китай.

Также на круглом столе выступили представители коммерческих компаний, презентовавшие представителям муниципалитетов программное обеспечение, которое должно помочь облегчить доступ предпринимателям и рядовым гражданам к данным бюджета, мониторинг изменений муниципального и федерального законодательства, учет и аудит собственных средств.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика