6 мая, понедельник

О новой государственной эстетике

14 октября 2013 / 15:32

Редакция Центра политического анализа поговорила с известным отечественным фотодокументалистом Игорем Старковым о создании негативного образа России в западных СМИ, низкой эффективности репрессивных мер и необходимости создания национальной фотографической традиции.

На фоне задержания на ледоколе «Арктик санрайз», принадлежащем «Гринпис», российского фотографа Дениса Синякова инцидент, произошедший с другим работающим в России фотодокументалистом. В конце сентября российские власти отказались выдать визу голландскому фотожурналисту Робу Хорнстре, а 10 октября галерея современного искусства «Винзавод» отменила планировавшуюся на 18 октября выставку «The Sochiproject», над которой Роб работал совместно с писателем Арнольдом Ван Бруггеном. О сознательном создании негативного образа России в СМИ, низкой эффективности репрессивных мер и необходимости создания национальной фотографической традиции редакции «Центра политического анализа» рассказал фотограф Игорь Старков.

Игорь, скажи, какими, по твоему мнению, соображениями руководствовались наши власти и дирекция «Винзавода», когда принимали решение о невъезде в страну известного фотографа и запрете выставки? Насколько оправданы подобные меры?

Во-первых я не уверен, что решение об отказе в получении визы было принято в связи с «The Sochiproject». Возможно, оно стало следствием других работ Роба на Северном Кавказе, в частности в Осетии, а Роб сейчас, пользуясь случаем, привлекает внимание к своей новой выставке. К тому же, не уверен, что «Винзавод», отменивший выставку в России, в итоге не поменяет решение, тем самым также создавая вокруг экспозиции атмосферу скандальной запретности. Если же действительно всё произошло по инициативе и под давлением властей и в связи именно с «The Sochiproject», мне вполне понятно стремление защититься от фотодокументалистов, создающих негативный образ нашей стране в связи с грядущей Олимпиадой. Однако, на мой взгляд, репрессивные меры только усиливают интерес общественности к подобного рода работам.

А что такого негативного в адрес России можно найти в фотодокументалистике Роба?

Дело в том, что профессионалы работают тонко, а Роб - классный профессионал. Каждая его работа в отдельности не несет в себе жестко негативного посыла, но вся его экспозиция в целом является подборкой фактов, выставляющих как Россию, так и весь регион в негативном свете. Автор предпочитает изучать темные стороны жизни, исключительно пострадавших и обиженных людей - так, что создается негативное впечатление о России и в регионе в целом. Робу не интересны новые кварталы, ему интересны трещины в стенах старых; ему не интересно олимпийское строительство, ему интересен снос домов в связи с этим строительством, при этом Роб умалчивает о том, что большинство жителей сносимых кварталов получили новое комфортное жилье и приличные компенсации. Он находит лишь жертв и возвеличивает их до глобальных масштабов. Я не могу проследить заказчика и инвестора этой выставки (сам Роб утверждает, что собирал деньги в интернете), но она откровенно служит целям сознательной деконструкции образа России в связи с грядущей Олимпиадой в Сочи. Однако парадокс в том, что, обсуждая эту выставку, мы также привлекаем к ней внимание и увеличиваем цену его работ.

 Хорошо, поговорим о тебе. Ты известен в первую очередь как один из вдохновителей проекта «Школа Родина», который многие твои собратья по цеху обвиняли в официозности, политической ангажированности и попытке создания новой государственной идеологии. Скажи, насколько обоснованы такие обвинения и действительно ли «Школа Родина» является официозным проектом?

«Школа Родина» абсолютно независимый проект, все поездки по России мы оплачиваем из своего кармана. Кроме того, я не выбираю фотографов в проект, отталкиваясь от их политических убеждений, у нас нет цензуры в проекте, запрещено публиковать на сайте лишь мертвечину и жесткую порнографию. Главный критерий подборки фотографий - искренняя любовь к Родине и красоте. Нужно создать новую национальную фотографическую традицию – в первую очередь отличную тем, что это будут работы людей, искренне любящих Россию и считающих эту страну в первую очередь нашей страной. Пора прекращать смотреть на Родину глазами не любящих её иностранцев, чем грешит отечественная фотодокументалистика с перестроечных времен.

Что касается меня, то я больше всего люблю делать фотопортреты обычных людей. Считаю, что массово тиражируя люмпенов, убогих, дефективных, всевозможные меньшинства, возвеличивая эти меньшинства до уровня большинства, ты создаешь негативный образ своему народу. Нет ничего более эстетически привлекательного, чем наш нормальный человек.

В завершение беседы хотелось бы спросить, каких систематических шагов в области поддержки позитивной отечественной кинодокументалистике ты ждешь от государства?

На самом деле, в последнее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Появляются независимые фонды, энтузиасты и единомышленники. В сотрудничестве же с государством на данный момент есть большая опасность. Получая деньги от всевозможных ведомств и чиновников, фотографы рискуют принять их топорные, устаревшие методы работы. Далеко не все, слава богу, но большинство. Между тем, как в современной журналистике борьба идей ведется намного тоньше. Как это ни парадоксально, но сформировать новую государственную эстетику сегодня могут только независимые энтузиасты.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика