22 ноября, пятница

Муниципалы поддерживают реформу МСУ

12 июня 2013 / 19:12

Представители муниципальных образований приветствуют идею корректировки законодательства о местном самоуправлении, предложенную накануне на Форуме ОНФ. В частности, муниципалы уверены, что ревизия полномочий государственных и муниципальных органов власти повысит их ответственность перед населением.

По мнению президента Общероссийского конгресса муниципальных образований Степана Киричука, время, прошедшее с момента принятия 131 федерального закона, показало, что в России востребован институт местного самоуправления. «Предложения, которые звучат о совершенствовании закона – они своевременны», - заметил Киричук.

Он считает, что "местное самоуправление выступает «пограничным» звеном между государством и обществом. Отсюда следует его некоторая двойственность. С одной стороны, местное самоуправление носит общественный характер, является институтом гражданского общества, способом самоорганизации населения. С другой стороны, оно признается низовым уровнем публичной власти. С учетом указанной специфики в мировой практике сложилась двоякая практика: в одних странах МСУ является обособленным от государственной власти институтом, а в других – некоторые его уровни могут исполнять функции государственного управления. Как известно, в России была реализована модель, нашедшая отражение в Конституции РФ: МСУ реализует собственные  конституционные функции и задачи, при этом его органы не входят в систему органов государственной власти. Но современная практика такова, что органы местного самоуправления одновременно решают местные вопросы жителей и являются низовым звеном системы государственной власти в случае реализации государственных полномочий. Поэтому прозвучавшие на форуме действий предложения имеют право на жизнь и будут способствовать развитию местного самоуправления», - заключил Киричук.

Реформа местного самоуправления действительно необходима, подчеркнул в пятницу, 6 декабря, исполнительный вице-президент - генеральный директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов Владимир Селиванов:

«В нашей стране вокруг системы местного самоуправления сложилась особая ситуация. По сути, у нас государственная власть заканчивается на уровне субъектов Федерации, а все остальное дальше – это необъятное поле местного самоуправления, которое, при этом, как бы  обособлено от нее. Но люди то от этого страдать не должны, они вправе на своей территории получать полный пакет услуг: и те, которые предоставляет государственная власть, и те, которые предоставляет власть местная.

Между тем, во многих странах, и в Европе, избранный мэр города, глава муниципалитета  автоматически становится частью государственного механизма. Он выступает сразу в двух ипостасях: и как глава местного самоуправления, и как представитель государственной власти на данной территории. У нас же и вертикаль государственной власти до местного уровня не доходит, а местное самоуправление по большей части не настолько финансово обеспечено, чтобы решать вопросы на местах".

Президент Союза городов Центра и Северо-Запада России, мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев тоже считает разумной постановку вопроса о ревизии муниципальных и государственных полномочий и реформировании МСУ.

По его словам, Новгород исполняет 68 государственных полномочий. «И я, лично, считаю, что это не то, что много, а нам не хватает полномочий. Есть полномочия, например, по благоустройству, организации торговли на территориях, которые уже по определению являются исключительно муниципальными», - пояснил градоначальник.

«Рационально сохранить собственно местное самоуправление в чистом виде там, где реально возможна самоорганизация населения для решения местных проблем. В полной мере это возможно только в малых территориальных единицах, где население действительно способно непосредственно брать рычаги управления в свои руки», - заметил Бобрышев, добавив, что в крупных городах, это уже невозможно.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика