Встреча врио руководителя департамента транспорта Москвы, заместителя мэра Максима Ликсутова с жителями ЦАО Москвы, состоявшаяся в субботу 20 июля, прошла в непривычном формате. Даже в отсутствие телекамер чиновник несколько часов терпеливо общался с десятками горожан, преимущественно возмущенных новой системы паркинга в центре Москвы. По большинству вопросов стороны другу друга, по крайне мере, услышали. Впрочем, судя по всему, в мэрии смирились, что реформа автодвижения в центре города останется непопулярной мерой, и волну возмущения нужно просто перетерпеть.
Началась встреча с отчета Максима Ликсутова о положении дел на дорогах центральной части Москвы, принимаемых его департаментом мерах по борьбе с пробками, противозаконными парковками, а также ряд общих статистических данных. Все это было представлено в виде диафильма и сопровождалось подробными комментариями самого заммэра.
Среди прочего он отметил, что благодаря принятым мэрией решениям количество личного транспорта в пределах Бульварного кольца сократилось на 25%. При этом на платных парковках с 1 июня по 20 июля город собрал почти 40 млн рублей и все эти деньги остались в районах, где были собраны. «Каждая копейка пойдет туда, куда скажут жители. И департамент транспорта будет следить за этим», - сказал он.
В частности, на эти деньги была устроена уникальная, как ее назвал Ликсутов, система определения количества свободных мест на той или иной улице центра. Речь об электронных информационных табло, расположенных, как правило, в начале той или иной улицы или на перекрестках.
Отдельно чиновник упомянул службу эвакуации. По словам заместителя градоначальника, увозить на штраф-стоянки, прежде всего, будут машины, припаркованные против правил на остановках общественного транспорта и перекрывающие проход пешеходам. Сейчас за работу эвакуаторов отвечают органы МВД, но скоро эта функция перейдет мэрии. На сегодня улица-рекордсмен по количеству эвакуированных машин – Малая Дмитровка. Оттуда было перемещена 231 машина. Следом идет Комсомольская площадь, Цветной бульвар и Мясницкая.
По словам Ликсутова, мэрия реагирует на запросы москвичей по поводу правил и процедур платной парковки. Например, сообщил он, мэр Москвы Сергей Собянин принял решение оставить повсеместно бесплатной парковку для мотоциклов и электромобилей. Мэрия удовлетворяет до 95% жалоб на неправомерно выписанные штрафы, трактуя в пользу автомобилистов любые сомнения.
Последнее на чем остановился Ликсутов – так называемые резидентные разрешения и абонементы. Они дают право либо на бесплатный паркинг для жителей центра, инвалидов либо на абонементы на льготную парковку в центре. Цена абонементов в каждом районе устанавливается отдельно. Далее Ликсутов перешел к ответам на вопросы жителей.
В общей сложности встреча продлилась более 3 часов. Возможность высказаться получили практически все желающие. В основном жалобы жителей ЦАО касались трудностей с парковкой во дворах, где машиноместа остаются бесплатными даже в самом центре города. Из-за этого придомовые территории «захватывают» в течение рабочего дня автомобили многочисленных офисных работников.
Болезненной темой оказалась выдача резидентных разрешений: на сегодняшний день их выдается не более одного на квартиру, чего, по мнению многих высказавшихся, недостаточно. Из-за этого «вытесняются коренные жители центра», которые в основном проживают в старых домах с крошечными дворами либо вовсе без таковых. Зато преимущество получают новые обитатели центра, проживающие в элитной недвижимости с обширными бесплатными подземными паркингами.
Бурную реакцию в зале вызвала тема ночной платной парковки. Как считает большинство присутствующих, никакой нужды в этом нет, т.к. в темное время суток центр города и так свободен, а трудности с движением из-за припаркованных машин возникают лишь днем.
В департаменте транспорта с этими требованиями не согласны. По словам Ликсутова, городские улицы не способны свободно вмещать все машины обитателей пределов Бульварного кольца, и проблема нехватки мест не будет решена никогда, т.к. это невозможно. Поэтому платить за «лишние» автомобили придется. Возможны лишь отдельные исключения в особых случаях. В этом вопросе жителям и чиновникам компромисса найти на встрече так и не удалось.
Была поднята и тема некорректной разметки на улицах. По мнению части собравшихся, парковочные линии нанесены неправильно, из-за чего общее количество мест сократилось. Ликсутов парировал, что эти вопросы находятся в компетенции ГИБДД, и если бы не департамент транспорта, который сотрудничает с дорожной полицией в этом вопросе, разметка была бы еще более жесткой по отношению к автовладельцам.
Приведем несколько наиболее любопытных выступлений участников встречи. Всеобщие аплодисменты, например, вызвала речь депутата Замоскворечья Игоря Брумеля. Во-первых, он попросил разобраться с ценой абонементов на парковку для жителей центра. В его районе цена выросла на 30% до 5200 рублей в месяц, а в управе района утверждают, что цена якобы упала на 12%.
Он также передал несколько пожеланий своих избирателей. В частности, жительница по фамилии Протасова, проживающая на улице Кожевническая 6, жалуется, что у них под домом таксисты-нелегалы устраивают стоянки, где торгуют наркотиками, и "никто этим не занимается". Жители той же улицы, но другого двора - возле дома № 1б – хотят вместо вытоптанного участка газона устроить дополнительную парковку. Но, по словам депутата, из-за "подведомственности" этого вопроса сразу нескольким городским структурам решить его крайне сложно. Он просит дать возможность жителям в упрощенном порядке решать такие вопросы самостоятельно или с участием муниципальных депутатов.
Аплодисменты зазвучали на словах о парковочной разметке. Ответственных за это чиновников Брумель назвал "пришельцами", которые "лишь усугубляют ситуацию".
В заключении он заявил, что проблема парковки в центре возникла из-за тех, кто в центр приезжает на работу. Машины же жителей центра составляют «ничтожно малую часть». Тем не менее, департамент, по мнению депутата, решает проблему именно за счет жителей. В связи с чем он предложил ввести платный въезд в пределы Садового кольца вместо платной парковки.
Ликсутов в ответ попросил депутата оформить официально позицию по введению платного въезда. Однако он считает, что мера эта "намного более кардинальна", чем то, что уже ввела мэрия. Кроме того, жители окраин Москвы или Подмосковья являются такими же налогоплательщиками для Москвы, как и жители центра, поэтому ограничения для них – спорная тема. Что касается дворовых территорий, глава департамента считает их исключительно компетенцией самих жителей, которые вправе закрыть въезды шлагбаумами. Эта процедура уже была упрощена. По поводу истории с таксистами – Ликсутов пообещал принять меры.
Одна из выступающих пожаловалась на самоуправство мэрии в вопросах введения новых правил. По ее словам, с жителями не советуются. Ей вторил еще один участник встречи, предположив, что эта встреча – часть избирательной кампании врио мэра Сергея Собянина. Однако Ликсутов парировал, заявив, что встречи проводятся регулярно и разумные предложения жителей мэрия старается удовлетворять. Что касается выборов мэра, то, по мнению главы департамента, обсуждение столь болезненной темы, как платная парковка в центре города, вряд ли даст какие-то плюсы кандидату.
Одним из наиболее обстоятельных было выступление лидера инициативной группы «Автомобилисты Москвы» Леонида Антонова. Он рассказал, что участвует в проекте введения платных парковок с самого начала, но, по его словам, несмотря на договоренности, ряд спорных моментов так и остается не разрешенным. В частности, жителям домов без дворов не предоставлено право бесплатной парковки. Обещанные жителям бесплатные площадки не были обустроены, в то время как пустующие территории "заглохшей" программы "Народный гараж" самозахватываются разными организациями. Также он считает недопустимой норму погрешности парконов в 5% при выписывании штрафов. Это означает, что 5 из 100 штрафов выписываются неправомерно из-за ошибок в навигационном оборудовании парконов. Лично у Антонова неправомерных, по его оценке, штрафов накопилось уже 9, но обжаловать их он не может.
Круглосуточная платная парковка – это "неоправданная жестокость", считает Антонов. Такой системы нет нигде в мире, везде паркинг платный лишь днем в будние дни. Вместо этого активист предлагает госструктурам подать пример и выводить из центра свои офисы, переезжать в Новую Москву и таким образом освобождать центр от машин.
Ликсутов в ответном выступлении с некоторыми претензиями Антонова согласился и пообещал принять меры.
В целом, несмотря на несколько нервический настрой публики, встреча прошла в конструктивном ключе. Обсуждались вполне конкретные проблемы, предлагались предметные меры, на которые в департаменте транспорта готовы отреагировать. Однако об исключительно позитивном впечатлении говорить не приходится: часть участников встречи открыто демонстрировали свое кардинальное несогласие с политикой мэрии, периодически из зала слышались возгласы недовольных. В одной речи даже прозвучало предупреждение о массовых акциях протеста среди жителей центра.
Однако вела себя публика вполне сдержанно, ощущалось желание сторон найти компромисс. По крайней мере, готовность чиновников даже без телекамер и практически без прессы общаться с людьми несколько часов к ряду, отвечая во многом на схожие вопросы, - уже само по себе практически беспрецедентный пример.