29 марта, пятница

«Медведь» наступил правительству на реформу

07 декабря 2013 / 22:58

"Единая Россия" устроила настоящий разнос проекту пенсионной реформы, вынесенному правительством на общественное обсуждение. На прошедшем 12 июля совместном заседании политических платформ правящей партии, собравшиеся сошлись во мнении, что формула подсчета будущей пенсии совершенно непонятна.

При этом реформа не гарантирует исключительно рост пенсий, а значит, допускает и их уменьшение. Не соответствует реформа и стратегическим социальным задачам государства, например, стимулированию рождаемости. Правительству предложено исправить, как минимум, пять параметров предлагаемой реформы.

Открыл заседание заместитель секретаря президиума Генсовета «Единой России» Андрей Исаев. Он озвучил пять основных претензий к предложениям Минтруда по предстоящей реформе пенсионной системы.

Во-первых, единороссы предлагают отказаться от практики ограничения пенсионных выплат людям, которые продолжают работать после достижения пенсионного возраста. В правительстве считают, что таким работникам до окончательного прекращения трудовой деятельности нужно выплачивать лишь 40-60% пенсии. Как заявил Исаев, в основном работающие пенсионеры – это бюджетники. И, зачастую, они вынуждены продолжать работать из-за низкого уровня жизни. Кроме того, это ударит по и так шаткой, держащейся во многом на пожилых людях, бюджетной сфере.

Вторая претензия адресована к идее «замораживать» для каждого конкретного человека размер пенсии по достижении им пенсионного возраста. Единороссы считают, что это нарушает права работающих пенсионеров. Их трудовой стаж продолжает расти, работодатель платит за них страховые отчисления, но их пенсия уже не растет. В партии предлагают либо отказаться от предложения вовсе, либо позволить работодателям более не выплачивать отчисления за работников пенсионного возраста. Это, к тому же, будет дополнительным стимулом для работодателя держать на работе пенсионера, а не отправлять его на заслуженный отдых.

Третья претензия относится к принципу разработки одного из коэффициентов, определяющих размер пенсии. В Минтруда предлагают таковых два: первый зависит от размера зарплаты и более или менее понятен: это отношение годового дохода конкретного работника к средней зарплате (по стране или региону). Максимальный коэффициент 10 достигается при доходе от 568 тысяч рублей и выше в год. А вот второй коэффициент будет ежегодно определять правительство «исходя из социально-экономической ситуации в стране». При этом никакой точной формулы или даже процедуры вычисления этого коэффициента не существует.

В «Единой России» предлагают конкретнее прописать критерии определения второго коэффициента и отдать функцию его ежегодного назначения Госдуме, поскольку, как считают единороссы, такое решение должно приниматься публично, а не кулуарно.

Еще один пункт – четвертый – единороссы называют «стратегическим». Он касается пенсионных отчислений за женщин, уходящих в декрет. По мнению партийцев, отсутствие таких отчислений создает неоправданное преимущества для женщин, которые отказываются рожать. При этом льготный период в 1,5 года предлагает давать на каждого новорожденного, а не устанавливать максимум в 4,5 года для каждой женщины.

Последняя претензия относится к предложению постепенно повышать стаж, за который отдельным категориям бюджетников полагается пенсия по выслуге лет. Поднимать выслугу лет предлагается по формуле: к каждому году из необходимого стажа плюс три месяца. То есть, например, 25-летняя выслуга лет вырастет на 6 лет и 3 месяца. «Единая Россия» выступает против такого новшества.

С этими пятью пунктами согласны в каждой из политических платформ партии. Однако каждая из них имеет и свои собственные претензии к документу. Например, Андрей Исаев от себя добавил предложение отказаться от «половинчатой» меры по сохранению мизерного, двухпроцентного отчисления в накопительную часть пенсии. На сегодняшний день в накопительную часть пенсии ежемесячно работодатель направляет 6% от зарплаты сотрудника. Такой же порядок будет сохранен лишь для тех, кто до конца 2013 года переведет свои накопления в негосударственный фонд и напишет соответствующее заявление. Для остальных – т.н. молчунов - накопительная часть сохранится лишь в размере 2% от зарплаты.

«Если людям было неинтересно заниматься шестью процентами, то нужно быть очень наивным, чтобы полагать, что два процента их заинтересуют. Поэтому мы предлагаем решить проблему так: либо работник отправляет эти 6% в накопительную часть пенсии, либо присоединяет к страховой», - заявил он.

В свою очередь, куратор социально-консервативной платформы «Единой России», заместитель секретаря Генсовета партии Сергей Железняк остановился подробнее на праве продолжать работу по достижении пенсионного возраста. Работающие пенсионеры, считает он, - это «носители уникального опыта».

«Сформированные правительством предложения носят негативный мотивационный характер. Мы же выступаем за позитивную мотивацию», - подчеркнул он.

Далее выступил куратор либерально-консервативной платформы единороссов Владимир Плигин. Он заступился за предпринимателей, который «ни в коем случае нельзя дестимулировать». Он повторил идею об освобождении бизнесменов от выплаты страховых взносов за работающих пенсионеров. Кроме того, он призвал отложить на полгода все серьезные решения по пенсионной реформе, дабы «не создавать иллюзий и воздушных замков».

Приглашенные на круглый стол эксперты также высказались скептически по поводу программы реформы в ее нынешнем виде. В частности, заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков назвал нынешнюю формулу расчета пенсий неприемлемой, и предсказывает ей, в случае принятия в нынешнем виде, эффект подобный тому, чтобы было в середине 2000-х при попытке монетизации льгот.

«Она, очевидно, обернется социально-политическими потрясениями, что потянет за собой экономические сложности. Эти пять пунктов, которые выражают консолидированное мнение платформ «Единой России» - это то предложение, от которого правительство не может отказаться», - заявил он.

В свою очередь, вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Юрий Люблин также раскритиковал формулу, по которой высчитываются коэффициенты, формирующие размер пенсии.

«Несмотря на ожидания, формула непонятна не только простым людям, но и очень многим специалистам. Невозможно предсказать пенсию. Стоимость индивидуального балла или коэффициента не имеет количественного измерения», - считает он, добавив, что нет и гарантий роста пенсий. «Этот парадокс в системе заложен», - пояснил Люблин.

От имени правительства на собрании выступил, а точнее пытался ответить на критику единороссов, замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов. Его выступление было самым долгим. Он напомнил, что проект реформы был разработан в соответствии с поручениями президента РФ Владимира Путина и предполагает сохранение покупательской способности пенсий и при этом - оптимизированный процесс накопления и выплаты денег. В целом он повторил основные пункты реформы, которые прежде были перечислены самими единороссами.

Отвечая на критику по поводу формулы вычисления размеры пенсии, он согласился, что второй коэффициент, который предполагалось отдать в компетенцию правительства, «нужно поднять на более высокий уровень». Например, принимать его ежегодно как федеральный законопроект совместно с очередным федеральным бюджетом на будущей год.

При этом о самой формуле подсчета коэффициента Пудов высказался в прямо противоположном ключе, чем спикеры от «Единой России».

«Она очень проста. Это все доходы Пенсионного фонда, которые складываются из страховых взносов и трансфертов федерального бюджета (отказаться от него сейчас не получится, т.к. за счет федерального бюджета компенсируется разница между требуемыми объемами отчислений за каждого работника и фактическими объемами отчислений), поделенные на сумму всех коэффициентов (баллов накопленных всеми экономически активными гражданами). Через это мы получаем стоимость коэффициента, который будет утверждаться федеральным законом», - пояснил он.

Также Пудов отверг все сомнения по поводу определения каждым конкретным человеком размера своей пенсии. «В каждый конкретный момент любой человек может подсчитать свой размер пенсии», - сказал он. Речь идет о специально разработанной программе, в которую необходимо ввести данные о своей трудовой истории и которая сама высчитывает все коэффициенты и определяет для каждого человека его пенсию.

Впрочем, подробный рассказ замминистра о нюансах реформы не спас его от нового потока критики. В итоге сошлись на том, что «разнос» проекту документ устроен достаточный и теперь необходимо браться за его корректировку и дальнейшее обсуждение в рабочем режиме.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

колонка