Заочная полемика белорусского президента Александра Лукашенко и российской телеведущей Ксении Собчак, случившаяся из-за премии «Серебряная калоша», обрастает конспирологическими трактовками. Тем временем, эксперты, опрошенные Центром политического анализа, рассуждают о том, кто в этой перепалке выглядит особенно глупо и почему.
Напомним, 30 октября в Государственном Кремлевском дворце в Москве прошла церемония вручения премии за самые сомнительные достижения года - «Серебряной калоши». Ее в 17-й раз организовала радиостанция «Серебряный дождь». Одной из ведущих вечера была Ксения Собчак. Президент Белоруссии Александр Лукашенко стал участником в номинации «Плагиат года, или Близнец подкрался незаметно». Организаторы посчитали, что он подражал своему российскому коллеге Владимиру Путину: после того как президент России поймал немалых размеров щуку, Лукашенко заявил, на его счету выловленный 57-килограммый сом. Впрочем, в этой номинации главный приз, собственно «Серебряная калоша», была присуждена президенту США Бараку Обаме. По мнению жюри, идея предвыборного ролика Обамы была позаимствована у сторонников российского президента Владимира Путина.
Но после вручения премии история имела продолжение. Издание «Белорусский партизан» сообщило, ссылаясь на свои источники, что, дескать, «после премии Лукашенко устроил разнос и потребовал запретить въезд в Беларусь Ксении Собчак». Однако анонимный источник в пресс-службе президента Белоруссии опроверг тиражируемую информацию. «То, что пишет «Белорусский партизан», нужно делить на восемь. Не думаю, что в Администрации президента кто-то стал бы беседовать со столь «авторитетным» источником на подобные темы», - заявил он РСН.
Тем не менее, несерьезной на первый взгляд перепалке, некоторые конспирологи все же придают значение. По их мнению, не прислушиваться к словам Александра Лукашенко, пусть и переданным через анонимного источника, просто глупо. Они говорят, что белорусский президент в последнее время демонстрируют свою силу и осведомленность. Скажем, в деле «Уралкалия». Еще недавно, говорят конспирологи, вряд ли кто-то мог предполагать, что в России возможен, пусть и заочный, арест гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, теперь же это реальность. Вот и Ксении Собчак стоит задуматься, настаивают они.
Впрочем, столь драматический ход развития событий кажется вероятным далеко не всем. Многие видят в полемике теледивы и президента имиджевые потери для последнего.
Журналист Максим Кононенко считает, что «репрессии в отношении Ксении Собчак, возможно, могут последовать в том случае, если она поедет в Минск». «Но мне, честное слово, очень трудно представить Ксению Собчак, которая едет в Минск», - уточнил он.
«Если же говорить о деле «Уралкалия», то все мы прекрасно понимаем, что это надувание щек, - уверен Кононенко. - Россия, начиная публично преследовать гендиректора, создает специальные страшилки, чтобы Лукашенко поверил и отпустил Баумгертнера. А здесь его, конечно же, отпустят, как тех людей, которые ликвидировали Яндарбиева. (13 февраля 2004 года в столице Катара Дохе был убит бывший вице-президент самопровозглашенной республики Ичкерия Зелимхан Яндарбиев. Он с 2001 года находился в международном розыске по линии Интерпола и был внесен в список террористов ООН. Операцию по его уничтожению, предположительно, провели сотрудники российских спецслужб. По обвинению в организации этой акции были арестованы и приговорены к пожизненному тюремному заключению два сотрудника российского посольства, их позже экстрадировали в Москву, где они были встречены с воинскими почестям - ред.). Поэтому ко всей ситуации не стоит относиться серьезно. Сегодня Баумгертнера могут обвинить в России в чем угодно, а потом скажут: «Чего-то мы поторопились».
Кононенко считает, что «любой политик, который обижается на премию «Серебряная калоша» выглядит глупо». «Я даже на эту тему статью писал ровно после того, как калошу дали Патриарху Кириллу и РПЦ выпустила официальное заявление, - напомнил он. - Я тогда удивлялся. Что такое премия «Серебряная калоша»? Это премия, которая вручается заштатной радиостанцией, которая на 30-м, наверное, месте в Москве по рейтингу, которую никто не слушает. И тут РПЦ выпускает по этому поводу официальное заявление. Теперь уже президент Белоруссии вдруг обижается на эту сущую ерунду. Поэтому он выглядит в этой ситуации полным идиотом. Но ему простительно, потому что человек, который столько лет находится при власти, несколько теряет ощущение реальности».
В свою очередь, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин уверен, что «со стороны Александра Лукашенко было имиджевой ошибкой вступить в перепалку все-таки со светской львицей, пусть и политически активной». «Он здесь проиграет в любом случае, - полагает он. - Мы имеем дело с конфликтом, причем конфликтом заочным и глупым. Этот конфликт ставит Лукашенко в очень уязвимую позицию как политика».
Мухин отметил, «Лукашенко зря затеял эту перепалку и напрасно обратил внимание на «Серебряную калошу» и свою возможную псевдонаграду», добавив, что белорусский президент «в этой ситуации выглядит просто глупо».
«В этом случае не стоит искать какой-то высокой политики, как и в ситуации с «Уралкалием», - добавил он. - В случае с «Уралкалием» - чистая экономика, а здесь – чистый шоу-бизнес».
С нескрываемым сарказмом к ситуации относится и лауреат «Серебряной калоши» 2012 года в номинации «Мягкая пресса, или Утром в газете, вечером в туалете» за использование бумаги не по назначению (газета «Не дай Бог!») Владимир Мамонтов.
«Я не могу относиться серьезно к этой награде, - с улыбкой заявил Мамонтов. - Дело в том, что быть этим лауреатом для некоторой категории лиц я бы даже сказал почетно».
Мамонтов объяснил, почему он так считает. «Во-первых, когда мне присудили калошу, компания номинантов была хорошая: Патриарх, журналисты, мной уважаемые, - напомнил он. - Во-вторых, это очень ангажированный приз, и та политическая сторона, которая его вручает таким образом столбит свой политический взгляд».
Мамонтов рассказал, что страшно обиделся, когда его не позвали на вручение калоши. «Они кричали со сцены в зал: «Мамонтов, выходи», - поделился воспоминаниями он. - В то же время никакого приглашения на вручение мне не прислали. Я бы пошел, да и те, кто выпускал газету, сказали мне, что не прочь погреться в лучах этой сомнительной славы. Более того, я потом долго, в течение года, добивался, чтобы мне эту калошу организаторы отдали. Отвоевал. Эта либеральная тусовка даже калошу толком вручить не может».
«Зря Лукашенко волновался и переживал, - полагает Мамонтов. - Учитывая мой опыт, предположу, что никакой калоши ему бы не досталось. Да он и не выиграл, выиграл Обама. Вот я и думаю, может он обиделся? Посчитал, что он лучше Обамы?»
«Не думаю, что Лукашенко выглядел глупо. Обаме дали калошу! Какая компания! Я, Патриарх, Обама. Не последние люди, мягко говоря», - добавил Мамонтов.