«Антипиратский» закон, вступивший в силу с 1 августа, по мнению представителей шоу-бизнеса и власти уже сумел коренным образом изменить ситуацию с нелегальным контентом, но представители интернет-индустрии с этим категорически не согласны.
В пресс-центре ИТАР-ТАСС в среду, 28 августа, состоялся круглый стол о первом опыте применения «антипиратского» закона. Модерировавший мероприятие председатель одного из крупнейших медиа-холдингов «Система масс-медиа» Евгений Савостьянов сообщил, что с 1 августа в Мосгорсуд от правообладателей поступило 19 заявлений о принятии обеспечительных мер по блокировке доступа к нелегальному контенту к 13 интернет-ресурсам.
«В 14 случаях интернет-ресурсы прекратили распространение нелегального контента, в 4 случаях, когда компании пытались жульничать, Роскомнадзор ввел санкции, в одном случае процедура не завершена по срокам», - сказал он.
По его словам это принципиально изменило ситуацию на рынке, и 21% ресурсов, занимающихся распространением нелегального контента, уже прекратили этим заниматься.
Пока закон распространяется только на кинопродукцию, и в настоящее время ведется работа по расширению его на сферу музыки и литературы, что может увеличить нагрузку на суды. Для того, чтобы избавить суды от лишней работы, Савостьянов предложил проводить премодерацию материалов, размещаемых на соответствующих сайтах.
По словам председателя «Система масс-медиа», изменение ситуации он заметил и по собственным внукам. «Старший внук предложил младшему поблагодарить дедушку за то, что нельзя больше скачать мультики. Я возразил ему, что за 99 рублей они могут скачать всю библиотеку Диснея и «Союзмультфильма», - рассказал он.
Заместитель министра культуры Ивлиев рассказал, какие дополнения планируется внести в «антипиратский» закон. Согласно законопроекту, правообладатель сможет в письменном или электронном виде отправить заявку сайту или провайдеру хостинга заявление о нарушении прав. Провайдер в течение 24 часов должен уведомить об этом владельца сайта. Последний также в течение суток изъять или ограничить доступ к распространению информации.
При этом будет предусмотрена возможность «контр-уведомления»: пользователь сайта сможет направить провайдеру, владельцу хостинга возражения, подтверждающие правомерность размещения информации. По оценке экспертов, внесудебное разрешение вопросов будет применяться в 90% случаев.
Директор Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов Дмитрий Соколов в своем выступлении на круглом столе назвал Министерство культуры единственным министерством, которое защищает права авторов.
«Уровень использования пиратского софта снизился до среднеевропейских показателей, но реформа МВД привела к ослаблению борьбы с пиратами. К тому же возросло сопротивление интернет-среды. Со всеми, кто шел на сотрудничество, отношения уже выстроены, остались те, кто ни за что не соглашается действовать в рамках закона. Зачастую их отказ облекается в хамскую форму. Одну из таких компаний мы 2,5 года выковыривали из Эстонии. Так что этап на установление хороших отношений закончился, приходится прибегать к формальным процедурам. Нужно переходить от забалтывания проблемы и объяснить, что без оригиналов не будет копий», - отметил он.
Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Ирина Левова раскритиковала предложенный Минкультуры законопроект, но выразила мнение, что его можно доработать. «Крайне важным представляется сбалансированное законодательство, которое предоставило бы возможность и распространять контент, получать с него деньги и выполнять свою основную работу – развивать технологии», - полагает она.
Знаменитый композитор Генннадий Гладков, автор «Бременских музыкантов», рассказал, что советское время выработало у авторов произведений безразличное отношение к их использованию. Теперь, по мнению композитора, пришло иное время и надо внимательно следить за этим.
Писатель Вадим Панов привел пример члена президиума Пиратской партии Германии Юлии Шрамм, которая с помощью юристов крупного издательства добилась удаления бесплатных копий своей автобиографии в интернете.
Заместитель генерального директора компании «Стрим» Артем Засурский заявил, что его компании удалось развеять миф о том, что люди не хотят платить за контент в интернете. «Миллионы людей платят, и мы придем к тому, что рынок станет цивилизованным и всем на нем будет комфортно», - считает он.
Советник Национальной Федерации музыкальной индустрии по юридическим вопросам Павел Катков провел сравнительный анализ и показал, что российское «антипиратское» законодательство значительно либеральнее иностранных аналогов. Кроме того, он призвал бороться с мифом о том, что наш закон предусматривает произвольную блокировку сайтов.
Катков сообщил, что российское законодательство не направлено на пользователя, в отличие от американского, британского или французского. За рубежом, как правило, пользователя лишают за пиратство доступа в интернет после трех предупреждений. Причем делается это во внесудебном порядке. Ничего такого в отечественном законодательстве нет.
К участникам круглого стола возникло много вопросов у скептиков. Глава комиссии по медиаконтенту Российской ассоциации электронных коммуникаций Анатолий Воронцов заявил, что рынка легального контента в России как такового не существует, он пребывает в стагнации, и в этом не столько вина пиратов, сколько самих правообладателей. «Бизнес-модели правообладателей выстроены на минимальных гарантиях для площадок. В результате у площадок нет даже минимального люфта на развитие. Что касается «Стрима», то он берет деньги не за контент, а за сервис», - заявил он.
Савостьянов возразил оппонентам, отметив, что сначала надо обозначить ценности, а потом создавать экономические механизмы. «Популярность рунета во многом основана на возможности смотреть фильмы, слушать музыку, не платя за это. Практически все ресурсы знают, что распространяют только нелегальный контент. Будь у них добрая воля, не будь у них корыстного расчета, они бы сами сняли его со своих сайтов. Но они это не делают. Поэтому нужна «государственная дубина». Но мы не хотим ни в малейшей степени репрессировать интернет. Проблемы есть только с двумя ресурсами, которые демонстративно не хотят удалять нелегальный контент», - подвел итог Савостьянов.