16 января на встрече с разработчиками единого учебника по истории России Президент РФ Владимир Путин предложил продумать вопрос синхронизации курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран в российских школах. Опрошенные Центром политического анализа историки в целом положительно отнеслись к инициативе Путина.
«Предстоит подумать и о том, чтобы синхронизировать курс истории России с преподаванием истории зарубежных стран, которую также в школах проходят», - сказал президент на встрече с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Путин предложил применить для этого опыт и наработки ряда российских вузов, в том числе МГИМО.
По словам президента, в российском обществе активно и заинтересованно обсуждаются вопросы, связанные с историей и с ее преподаванием в школах и вузах. «Потому что от этих оценок в значительной степени зависит то, как общество относится к тому, что мы делаем сегодня, и то, какие мы планы строим на ближайшую среднесрочную и на более отдаленную историческую перспективу», - сказал Путин.
По мнению президента, «именно в этом лежит причина того накала страстей, которая вокруг исторических проблем крутится».
Опрошенные Центром политического анализа историки в целом положительно отнеслись к инициативе Путина.
Директор фонда «Историческая память» Александр Дюков считает, что понимание отечественной истории, особенно истории XX века, абсолютно невозможно без понимания общего контекста, в котором происходили те или иные события. Западные историки, социологи, экономисты давно используют аналогичную методологию и относительно изучения истории России в том числе.
«Именно применяя последние разработки западных ученых, социологов, экономистов, таких как Аллен, Манн, Холквист, мы можем увидеть нашу историю вне примитивных схем, во всей её сложности, понять, что и в XX веке наша история была великой и продуктивной. Мы должны перестать зацикливаться на осуждении или оправдании прошлого, но, проанализировав то, что было, идти дальше вперед»
Один из создателей единого школьного учебника по истории России, директор института Российской Истории РАН Юрий Петров рассказал, что задача синхронизировать курсы стала очевидной в процессе работы над единой концепцией преподавания отечественной истории, в ходе которой стало ясно, что, если не будет увязки истории России с всемирной историей, то возникнут также проблемы с образовательным уровнем и кругозором наших учащихся.
«Учащиеся в их юном возрасте должны представлять, изучая российскую историю, что в то же время происходило в других странах мира. Если происходит сбой, когда на отечественной истории изучается, например, XVII век, а на европейской - раннее Средневековье, это приводит к мешанине в головах учащихся и мешает сформировать правильное представление как о мировой истории в целом, так и месте России в историческом процессе»
Историк и политолог Тимофей Шевяков также положительно отнесся к предложению Путина. По его мнению, если преподавать отечественную историю изолированно от всемирной, у подрастающего поколения сложится впечатление и о России, как об изолированной стране. Такой подход, по мнению Шевякова, изолирует Россию и для будущих поколений, в то время как необходимо понимание того, что наша история является неотъемлемой частью всемирной истории. Именно поэтому историк считает предложение Путина здравым и рациональным.