22 ноября, пятница

Дикий урбанизм

18 декабря 2013 / 16:05

16 декабря в московском отеле «Балчуг Кемпински» состоялась пресс-конференция «Каким будет Зарядье?» В мероприятии участвовала группа архитекторов и ландшафтных дизайнеров, победившая  в конкурсе проектов по развитию этой территории месяц назад, а также представители городских властей. Градостроители и чиновники рассказали о деталях замысла и ответили на вопросы журналистов. Сенсационных заявлений не прозвучало, однако, будущее Зарядья стало чуть более понятным.

С тех пор, как Владимир Путин предложил московским властям разбить парк на месте снесенной гостиницы «Россия», тема реконструкции Зарядья остается одним из наиболее щекотливых вопросов столичной жизни. Одних с самого начала смущала идея парка в минуте ходьбы от Кремля, ведь уютные улочки с семейными лавками и  тенистыми верандами кафе смотрелись бы здесь органичнее, да и пользы приносили бы больше. Сторонников такого подхода, впрочем, вряд ли устроит хоть что-то, пока на столичных бульварах ветер с запахом йода и водорослей не будет  полоскать вывешенное на балконах белье. Других оставил в недоумении конкретный проект развития территории, занявший первое место на конкурсе, организованном НИиПИ Генплана Москвы при поддержке института «Стрелка».

Шутка ли, нью-йоркское архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro подготовило авангардистскую концепцию  рекреационной зоны, в которой главный акцент сделан на экологии – в духе широко понимаемого тренда на переизобретение природы культурным сообществом. «Неважно, человек ты или растение: публичное пространство – для всех», - так можно сформулировать интенцию урбанистов. Природа и технология проницают друг друга посредством ультрасовременных инструментов управления климатом: температурой воздуха, влажностью, ветром, естественным освещением. При этом чаще всего в ход идет сама природная энергия солнца, ветра, почвы. «Вернуть природу горожанам», - так определяет задачу интернационального консорциума «диких урбанистов» Элизабет Дилер, партнер Diller Scofidio + Renfro (они действительно так себя называют).

Несмотря на то, что авторы концепции -  признанные в мире гуру ландшафтной архитектуры, часть москвичей в упор отказалась понимать, зачем местам, овеянным историей, аттракцион, разъясняющий программу по географии за шестой класс. В воображаемой картине степей, лесов, болот и, да, - тундры! - террасами спускающихся с юго-запада на северо-восток от Варварки к Москве-реке критики находят массу поводов позубоскалить. Нюансам семантического ряда английского wetland консервативные критики с завидным упорством предпочитают тяжелый троллинг на тему трясины, жаб, комаров и гнилушек у стен Кремля в качестве последнего писка ландшафтного дизайна. На пресс-конференции вопрос о болотах был задан все с тем же искренним недоумением, как бы откусывая яблоко: «Да вы чего?» В раздраженном ответе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова содержалась досада на людей, не владеющих английским, и всерьез полагающих себя компетентнее архитекторов с мировым именем.

Впрочем, на вопросе о топях коварство прессы иссякло. Остальные вопросы, пусть даже непростые для спикеров, были исключительно по существу. Например, о том, как парк собирается выходить на самоокупаемость. Ведь тот же культовый ЦПКиO по некоторым оценкам давно из «общественного пространства» превратился в шоппинг-молл под открытым небом. Как удержать баланс между рекреационными и коммерческими активностями на территории парка? Решение здесь, очевидно только одно: многообразные и нюансированные системы спонсорской поддержки и т.д. В том, что касается внебюджетного финансирования,  Зарядье может использовать опыт парка «Миллениум» в Чикаго. Тем не менее, статистика и аналитика все же указывают на то, что общественные пространства и городские парки нуждаются в помощи государства. На недостаток государственных вложений проект парка в Зарядье пожаловаться, определенно, не может - предварительный бюджет проекта 4-9 млрд. рублей. Впрочем, для города такие траты - по существу, инвестиция в городскую среду, в качество жизни горожан, а значит - в повышение конкурентоспособности муниципального образования. Не стоит забывать, что Москва, умывшая своим бюджетом Нью-Йорк и Лондон, Москва, где крутятся баснословные капиталы, а фантастические возможности ветер перекатывает по мостовым, именно в силу низкого качества жизни проигрывает другим статусным мегаполисам.

Другой вопрос касался православных храмов, расположенных на улице Варварка. Журналиста беспокоило, впишутся ли во всех смыслах культовые сооружения в инновационную, высокотехнологичную грезу нью-йоркских эко-фантазеров. К слову, панические настроения в православной среде долгое время провоцировали прогнозы градоведов о мхах и лишайниках, подступающих к храмам почти вплотную. Православные интеллектуалы видели в этом сближении метафору похолодания в отношениях Церкви с обществом. В ходе реализации проекта будут учтены не только церкви Святой Великомученицы Варвары, Рождества Иоанна Предтечи (Климента Папы Римского) у Варварских ворот, Великомученика Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке, Зачатия Анны, что в Углу, но и архитектурный ансамбль Красной площади и стен Кремля. Ведь сценарий развития территории, среди прочего, предполагает формирование нескольких новых перспектив: «Будь то парящий мост над московской набережной или озелененный Москворецкий мост - вид ожидается просто восхитительный!» - к такому выводу подтолкнул архитекторов визуально-ландшафтный анализ. «Должен поблагодарить коллег из «Архнадзора», которые нам помогают в переговорах с той же Патриархией», - отметил один из членов команды, высказав надежду на то, что плотное, продуктивное взаимовлияние укрепит как позиции будущего парка «Зарядье», так и местных храмов с их настоятелями и прихожанами.

В вопросе культурно-исторического наследия авторы проекта изначально хотели действовать со всей возможной чувствительностью. Впрочем, по большому счету, никакого пространства для маневра здесь, собственно, и не было. Любые проекты и концепции предполагали соблюдение трех условий: условие первое - полная физическая сохранность объектов исторического наследия; второе - сохранность визуального ландшафта; и третье - археологам никто не будет мешать проводить раскопки. И, наконец, не последней стала идея экспонирования фрагментов фундамента Китайгородской стены.

А еще парк «Зарядье», наконец-то, замкнет Бульварное кольцо, которое до этого, говоря строго, и кольцом-то не являлось. Большой Москворецкий мост свяжет Зарядье с зеленым поясом от набережной возле «Иллюзиона» до Нескучного сада. Об этом, в частности, говорил Петр Кудрявцев, партнер компании Citymakers. А Сергей Кузнецов рассказал о том, что уже налажены рабочие связи с Министерством природных ресурсов, а, значит, времяпровождение в парке будет не только приятным, но и полезным для ума.

«Зарядье – городская гостиная не только для туристов, но и для горожан. Место, куда всякий может прийти», - отметил Кузнецов.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
18 декабря / 16:06
На деле археология должна была стать основой проекта
Я беспокоюсь, что может получиться как всегда: «Через полгода сдаем объект и побежали!» {Читайте далее}
Можаев Александр Викторович, член Координационного совета общественного движения «Архнадзор»