Проблемы американской экономики начинаются там, где мы переходим с федерального уровня на уровень штатов и, далее - муниципалитетов. К настоящему времени 12 городов США объявили себя банкротами. 346 городов и 113 муниципальных округов находятся на грани дефолта. Бедность, разгул преступности, коллапсирующая система ЖКХ – вот реальность, с которой сталкиваются жители американских городов, потерпевших фиаско в качестве субъектов финансовой политики.
Всем памятны истории спасения российских моногородов. Слово «Пикалево» до сих пор остается на слуху и стало нарицательным. Все дело в том, что в России нет института «муниципального дефолта». Американская экономика куда менее централизована. Так, процедура банкротства города мало чем отличается от банкротства физического или юридического лица. Федеральное правительство зачастую просто не имеет правовых возможностей спасти город, оказавшийся на грани катастрофы.
Муниципальный дефолт – вполне обыденная ситуация для США.
Профессор Кафедры социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Леонид Смирнягин напоминает, что в 1976 году на грани банкротства оказался Нью-Йорк. Тогда вопреки традициям американской экономической политики федеральный центр все-таки пришел на помощь городу, и Нью-Йорк избежал дефолта, благодаря серии масштабных займов.
На сегодняшний день самый известный случай муниципального дефолта в США – банкротство Детройта.
Город, бывший центром автомобильной промышленности и в определенном смысле считавшийся родиной американского среднего класса, вступил в 2013 год, имея за плечами 17 млрд долларов долгов. Кварталы брошенного жилья тянутся милями, почти половину мужского населения трудоспособного возраста составляют безработные, разгул уличной преступности приводит к тому, что даже водители автобусов отказываются выезжать на линии, опасаясь за свою личную безопасность. Впрочем, социально-экономические проблемы Детройта давно уже ни для кого не являются секретом. Упадок этого города стал хрестоматийным примером, описанным в современных учебниках и исследованиях по урбанистике.
Простой факт состоит в том, что Детройт – лишь один из многих американских «старопромышленных» городов, сформировавших «ржавый пояс», не вписавшихся в новейшую «экономику знания». Под тихой гладью стабильных показателей национального благосостояния все более болезненные очертания приобретают экономические проблемы регионов и муниципалитетов. Ситуация осложняется тем фактом, что большинство этих проблем не попадают в фокус общественного внимания. Последнее побуждает некоторых экспертов подозревать власть в намеренном сокрытии информации о неблагополучных регионах.
Помимо Детройта и Стоктона, носившего ранее титул самого большого города-банкрота в США, инструменты финансовой дисциплины либо уже применяются, либо в ближайшее время коснутся таких городов как Сан-Бернардино, Маммот-Лейкс, Скрентон, Провиденс, муниципальный округ Рокланд, Санта-Ана, Сан-Диего, Коста-Меса, Лонг-Бич. Конечно, эти города мало кому известны за пределами США. Однако тревожные тенденции наблюдаются и в крупных мегаполисах. Так, дефицит бюджета Лос-Анджелеса к настоящему моменту составляет 238 млн долларов, вкупе с колоссальным объемом необеспеченных пенсионных обязательств, это, по мнению аналитиков, приведет город к дефолту уже в феврале 2014 года.
Сколько бы мы не смеялись над штампами советской антиамериканской пропаганды, в ней действительно было рациональное зерно. Общее благополучие национальной экономики часто допускает соседство благоустроенных районов и откровенно нищих кварталов, где социально-экономическая ситуация приближается к показателям стран третьего мира. Так, некоторые из районов Сан-Франциско наводят ужас даже на наших бывших соотечественников.
Деиндустриализация, субурбизация, мировой финансовый кризис, управленческие ошибки – суммой этих слагаемых сплошь и рядом становятся муниципальные дефолты. Крупнейший американский урбанист Блэр Рубл в специальном комментарии для Центра политического анализа описал ключевые проблемные узлы, вокруг которых в США разворачивается экспертная дискуссия о муниципальных финансах. Одна из наиболее фундаментальных причин упадка городов – деиндустириализация.
«Детройт, Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия и многие другие города потеряли сотни тысяч рабочих мест в сталелитейной и машиностроительной индустрии, в производстве текстиля и в других видах промышленного производства, когда рабочие места из национальной экономики экспортировались за рубеж»
В последние несколько лет спусковым крючком муниципального коллапса часто становился такой эффект мирового финансового кризиса 2008 года как падение цен на недвижимость. Именно последствия спада на рынке недвижимости в течение нескольких лет обеспечивали Стоктону титул «худшего города США» по оценке журнала Forbes. Рубл отмечает, что налоги на имущество – основная статья дохода американских муниципалитетов. Именно поэтому падение цен на недвижимость оказалось фатальным для городов. Последний гвоздь в гроб муниципальных бюджетов вбивают кварталы брошенного жилья, остающиеся на балансе города. Здесь вырисовывается вторая фундаментальная проблема городов – процесс субурбизации, в ходе которого средний класс перетекает в пригороды, а значит, муниципальный бюджет лишается львиной доли налоговых поступлений. Те, чей успех, казалось бы, гарантирует общее благополучие города, на деле никак не участвуют в финансировании городских служб.
Рубл не только диагностирует проблемы, но и указывает примеры их успешного разрешения. Так, некоторые изменения регионального законодательства позволяют купировать негативные эффекты субурбизации: «В некоторых штатах, таких как Северная Каролина, пригороды включены в расширенный состав муниципалитетов близлежащих городов, что позволяет расширить налогооблагаемую базу для финансирования городских служб», - отмечает эксперт, особенно останавливаясь на примере Нью-Джерси, где налоги, собираемые в пригородах, позволяют финансировать школьное образование. Деиндустриализация не положила на лопатки такие города как Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон. Продуманные реформы управления городским бюджетом, реализованные 10-20 лет назад, в сочетании с созданием тысяч рабочих мест в новых секторах экономики позволили преодолеть хроническую склонность к финансовым трудностям, свойственную этим городам - на смену тревожным тенденциям пришел уверенный экономический рост.
Рассуждая о причинах финансового краха Детройта, генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов поясняет, что администрация Детройта допустила ряд грубых управленческих ошибок, финансируя масштабные инфраструктурные проекты, скорее решавшие имиджевые задачи, чем служившие реальному оздоровлению экономики. Среди таких проектов эксперт отмечает строительство огромного конгресс-центра и роскошной хоккейной арены в черте города, а также запуск скоростного трамвая на опорах. Все эти объекты, на которые были выброшены средства налогоплательщиков, так и остались невостребованными, а данные шаги администрации лишь окончательно разорили городскую казну.
Вместе с тем эксперт отмечает, что далеко не все города индустриальной эпохи стали банкротами в новых экономических реалиях.
«Питтсбург также потерял с середины прошлого века более половины своего населения, но, тем не менее, они смогли в ходе того, что называют managing down существенно улучшить свое положение, приспособиться к новому укладу, стать офисной столицей – в Питтсбурге проводили даже саммит «Большой двадцатки», потому что есть, что показать», - отмечает эксперт.
Леонид Смирнягин скептически относится к популярным разговорам о том, что в последнее время социальные обязательства перекладываются с федерального правительства на штаты и муниципалитеты. По мнению эксперта, подобное распределение полномочий изначально характеризует устройство американского федерализма. По словам эксперта в США всегда существовала определенная «разноголосица» между федеральными властями, властями штатов, графств и городов. Смирнягин рассказал, что одна из студенток его кафедры зафиксировала 16 типов взаимоотношений между этими уровнями власти в различных штатах. Ученый отметил, что значительная часть проблем муниципальных бюджетов связана с выплатами пенсий госслужащим.
«Когда у вас в одном году раздувается бюджет, вы нанимаете служащих – тех же полицейских, как делали в Нью-Йорке, а потом, когда спадает экономический бум, и город оказывается в трудном положении, он по-прежнему должен платить своим пенсионерам большие деньги»
Президент компании НЕОКОН Михаил Хазин отмечает, что проблемы в США, так же как и во всем остальном мире, связаны с необходимостью поддержания высоких стандартов потребления в той ситуации, когда доходы населения примерно на четверть ниже существующего объема продаж. Именно решению этой задачи, по словам экономиста, служат социальные бюджеты различного уровня. В данной ситуации проблема городского бюджета в том, что на муниципальном уровне существенно сужены возможности наполнения казны. Именно поэтому города становятся банкротами. Еще одной причиной банкротств городов, по мнению эксперта, являются искаженные представления о динамике экономического роста.
«Проблема в том, что на протяжении последних 10 лет официальная пропаганда талдычит, что идет экономический рост и, соответственно, местные бюджеты, планируя свою деятельность, в т.ч. выпуск долговых обязательств, исходят из того, что поступления в бюджет будут расти, а они на самом деле падают»
Политолог Игорь Панарин видит в банкротствах городов во-первых, один из эффектов слабой организации работы финансовых структур администрации президента Обамы и, во-вторых, отложенный эффект финансового кризиса 2007-2008 гг. «Детройт действительно наиболее известный случай, но ситуация развивается и в других американских городах. Она связана с тем, что финансово-экономический кризис 2007-2008 не завершился, а начал двигаться внутрь глубинных проблем США и, очевидно, федеральный центр не может решить эти проблемы», - отмечает эксперт. Панарин напоминает о том, что долг Детройта превышал внешний долг Кипра, вокруг которого разгорелись международные дебаты. Недоумение Панарина вызвало отсутствие какой бы то ни было публичной дискуссии вокруг Детройта, банкротство которого с точки зрения эксперта стало своеобразным решением проблемы внешнего долга США.