Странные решения новой киевской власти, как то - проложить фронтовую линию через Крым или передать США и Германии всю газотранспортную систему страны - политологи склонны объяснять растерянностью и неспособностью официального Киева найти решения, приемлемые для всей страны. Специалисты же по психологии массового сознания в свою очередь говорят о власти толпы, впавшей после свержения Виктора Януковича в психоз и «состояние продиктованного действия».
Напомним, с первого дня после государственного переворота новые власти в Киеве принимали многочисленные решения, рациональность которых представляется, как минимум, сомнительной. К примеру, был расформирован спецотряд милиции «Беркут», одновременно был издан указ о запрете для милиции покидать места дислокации, было люстрировано практически все руководство прежнего МВД. В результате страна в одночасье фактически лишилась сил правопорядка.
Из экономических новелл: новый глава правительства Арсений Яценюк объявил страну банкротом и огласил список требований, на которые страна должна пойти, чтобы получить кредит МВФ вместо фактически бесплатного кредита в $15 млрд, которые Москва обещала прежней власти. Среди прочего, это поднятие цен на газ для населения двое, рост остальных цен сообразно ценам на газ, запрет на досрочный выход на пенсию, ограничение на выплату пенсий работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста для офицеров армии до 60 лет, сокращение практически всех социальных расходов и многое другое.
Были и громкие политические решения. Первое за что взялась постреволюционная Верховная Рада, кроме свержения Виктора Януковича и назначения новых выборов, она попыталась отменить закон о региональном статусе русского языка. Отдельно подчеркнем, что это первая идея новой власти – т.н. евроориентированных технократов - чью страну уже в ближайшие месяцы ждет дефолт.
После того, как Совет Федерации РФ разрешил президенту России Владимиру Путину ввести войска в Крым (чего, впрочем, пока так и не случилось), властив Киеве продолжили фонтанировать идеями и озвучили прямо или косвенно целую серию странных предложений. В частности, на рассмотрение Рады был внесен законопроект о вступлении Украины в НАТО, что удивило как власти России, так и стран Североатлантического альянса, которые до того момента не знали, что им предстоит принимать нового члена. А посол Украины в Минске Михаил Ежель усилил интригу, заявив, что вступление в НАТО – это еще и предмет торга. Одновременно в СМИ был запущен слух со ссылкой на посла Чехии о том, что Украина готова разметить у себя элементы ПРО, передать под контроль американских и немецких компаний свою газотранспортную систему и ряд предприятий на западе страны взамен предоставления кредита МВФ. Впрочем, последнее пока так и не получило официального подтверждения.
Тем временем, председатель партии «Свобода» Олег Тягнибок – в будущем вероятный председатель Верховной Рады – объявил, что Крым будет заблокирован украинскими пограничниками, причем не по официальным границам, а «там, где украинские пограничники смогут контролировать ситуацию». Фактически, речь идет о проведении фронтовой линии.
В свою очередь, председатель правительства Арсений Яценюк, как передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на свои источники, уволил трех заместителей министра обороны Александра Олейника, Владимира Можаровского и Артуро Франциско за то, что они не были согласны с решением о придании официального статуса вооруженным бригадам «Правого сектора». Любопытно, что сегодня же активист этого движения Игорь Мосийчук на пресс-конференции угрожал спровоцировать вооруженный переворот и в России.
Политологи действия киевской власти объяснять с точки зрения причинно-следственных связей отказываются, т.к. не видят в них общей стратегии или единого замысла. В частности, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин полагает, что центральная власть Украины неспособна принимать решения, которые удовлетворили бы все население страны, и из-за этого мечется из крайности в крайность.
«Сейчас эйфория победы на Майдане сменилась у киевских властей растерянностью. Пока была эйфория, создать правительство, выражающее мнение только четырех регионов, было легко. А сейчас справиться с последствиями, которые это вызвало уже трудно. Например, наихудшее, с точки зрения Киева, решение – готовность Крыма войти в состав России – спровоцировало хаотические, панические действия, вроде идей установки ПРО. Наверное, в расчете на испуг России», - объясняет он.
По мнению эксперта, официальный Киев утратил возможность принимать рациональные решения.
«На встрече в Киеве Лаврова и трех министров иностранных дел обсуждалось необходимость возвращения к договоренностям от 12 февраля (конституционная реформа, освобождение Майдана, досрочные выборы – ред.), иначе все кончится развалом страны. Но киевской власти такие решения принять крайне трудно. Им придется разоружать боевиков, освобождать здания. Они сами этого сделать уже не могут, т.к. ситуацию не контролируют», - объясняет он.
В связи со столь неоднозначной оценкой последних решений Киева в профессиональном политологическом сообществе, Центр политического анализа обратился за комментариями к экспертам в области психологии масс с просьбой прояснить возможные мотивы новых лидеров Украины, постоянно подвергающихся стрессу и внешнему давлению, а также вынужденных управлять страной в условиях экономического кризиса и предпосылок гражданской войны.
Известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов убежден, что говорить о состоянии аффекта в данном случае некорректно, т.к. политическое решение не принимается единолично. Однако он признает, что риски есть.
«Профессиональные отклонения [у людей, чья ежедневная деятельность связана с принятием судьбоносных решений], конечно, есть. Некоторые люди утрачивать контроль за своим поведением. В нашей стране был такой политический деятель Никита Хрущев, который начал принимать решения самостоятельно, за что и был отстранен от должности коллегиальным решением», - рассказывает Виноградов.
Правильнее в данном случае, по мнению психиатра, говорить о более широкой прослойке участников революции – людях, вовлеченных в криминальные действия. «Они действуют в состоянии продиктованного поведения, но не аффекта», - говорит он.
Считает, что украинские политики не столько сами неадекватны, сколько действуют под властью неадекватной толпы, психотерапевт Марк Сандомирский.
«Мы имеем дело с ситуацией своего рода «социального сумасшествия». Оно, конечно, имеет объективные экономические и политические причины. Но не менее важны также и причины субъективные, потому что подобное состояние нагнеталось искусственно, индуцировалось разными силами».
Сандомирский предлагает вспомнить классические определения революционной ситуации: «Есть объективные предпосылки - есть и субъективные. Иначе, как массовым психическим расстройством их не назовешь. Один из симптомов такого расстройства - нагнетание агрессивных, националистических настроений, прикрывающихся маской гражданского протеста. Многомесячный Майдан и является образцом такого агрессивного, безнаказанного протеста. Он породил в обществе волну подражания, поскольку накопился потенциал агрессии, которая ищет выход. Поэтому поведение такого общества в целом и решения отдельных политических лидеров могут оказаться непредсказуемыми, продиктованными массовой агрессией или паникой (это две стороны одного социально-психологического процесса)», - объясняет он.
По мнению психотерапевта, в данном случае «лечение» толпы можно было бы осуществить лишь проводя единую публичную логически выверенную линию поведения, а также усиливая влияние на людей через лидеров мнения.