Сенатор от Тамбовской области Евгений Тарло на следующей неделе направит в Конституционный суд запрос, в котором попросит установить, насколько членство в политических партиях для членов верхней палаты парламента соответствует российскому праву. Тарло мотивирует свою инициативу тем, что члены Совета Федерации должны в первую очередь заботиться об интересах региона, который представляют, а не политической партии, в которой состоят. Коллеги по представительному органу и политические эксперты расходятся в оценках данной идеи.
Несмотря на то, что по результатам либерализации законодательства на сегодняшний день в стране зарегистрировано уже больше 70 политических партий, Совет Федерации как был, так и остается практически однопартийным. Подавляющее большинство членов Сената являются членами «Единой России». В то же время в регламенте верхней палаты парламента ясно указано, что Совет Федерации – надпартийная структура, никакие фракционные объединения здесь невозможны. Выходит, членство в партии - личное дело каждого сенатора? Отчасти это так.
Но если учесть, что членов сената делегируют, в том числе региональные заксобрания, которые в свою очередь формируют партии, победившие на выборах, логично предположить, что сенаторами становятся именно те политики, которые хорошо себя зарекомендовали «по партийной линии», зачастую – руководители региональных парторганизаций. Более того, для того чтобы продолжить деятельность в Сенате по истечении одного срока, они должны вновь получить поддержку той фракции в законодательном собрании региона, благодаря которой уже однажды прошли в Сенат. Здесь возникает множество юридических нюансов, которые сплошь и рядом оборачиваются политическими и даже этическими проблемами.
Сенатор Руслан Гаттаров, представляющий «Единую Россию» – один из самых решительных оппонентов Евгения Тарло. Он обращает внимание на то, что выход из партии – некорректный жест по отношению к тем избирателям, которые проголосовали за сенатора в регионе, а также к коллегам по фракции.
«Ты шел на выборы как кандидат в депутаты областного парламента от партии, потом тебя фракция выдвинула в сенаторы, поддержала, а ты – выходишь из нее» - недоумевает сенатор.
По мнению Гаттарова, никакого конфликта интересов между регионом и партией не существует. Более того, опора на партийные структуры может значительно облегчить работу политику, делегированному в Москву из региона. Таким образом, партия, является не препятствием, а наоборот эффективным инструментом в решении региональных проблем.
Сенатор Антон Беляков, представляющий партию «Справедливая Россия» также не видит логики в департизации Совета Федерации. По его словам членство в партии не предполагает ничего большего, чем верность определенным идеям, следование той или иной идеологии. Приводя в пример «праволиберальный блок» правительства, Беляков отмечает, что действовать в соответствии с какой-то политической доктриной можно безотносительно членства в какой бы то ни было общественной организации. По мнению Белякова вопрос партийности членов Совфеда имеет сугубо формальный характер.
«Я думаю, что ни один политолог, в том числе человек, озвучивший эту инициативу, не сможет объяснить прагматически, каким образом решение этого вопроса повлияет на эффективность работы Совета Федерации»
Директор Научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов, напротив, видит вполне очевидный клубок интересов на стыке влияния губернаторов и региональных парторганизаций.
«Партия пытается навязать губернатору либо законодательному собранию, региональной легислатуре тех кандидатов, которых он должен рекомендовать в качестве сенаторов с одной стороны, а с другой – их дальнейшее поведение»
В то же время самим сенаторам партийные структуры представляются скорее обузой: помочь они не могут, а вот испортить карьеру – запросто. Помимо прочего, членство в партии предполагает серьезную дополнительную нагрузку: выступления, участие в кампаниях, поддержка списков партии на выборах регионального и муниципального уровня. По словам Смирнова большинство сенаторов вполне закономерно стремятся сбросить этот баланс.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев также полагает, что сенаторы непрочь сбросить с себя «партийную» нагрузку, тем более, что большинство из них в реальности практически не вовлечены в партийную жизнь
«Сенаторы, конечно, принимают участие в деятельности Генсовета и т.д., но на региональном уровне мне неизвестны те случаи, когда бы они всерьез участвовали в партийной работе»
Калачев предполагает, что разговоры о департизации Сената могут быть связаны с усилением позиций ОНФ. По словам эксперта, большинство членов верхней палаты предпочли бы ассоциировать себя в большей степени с этой структурой, чем с партией власти.