Сигареты приравняют к шаурме

30 мая 2014 / 21:37

Введение запрета на курение в заведениях общественного питания в краткосрочной перспективе вызовет проблемы у рестораторов, но в конечном итоге борьба ведется не за прибыль, а за здоровье людей. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.

Антитабачный закон реализуется в России поэтапно с 1 июня 2013 года. С 1 июня 2014 года вступает в силу новый ряд ограничений антитабачного закона. Так, курение будет запрещено в заведениях общественного питания, общежитиях и гостиницах, на перронах железнодорожных вокзалов. Кроме того, запрещается продажа сигарет в киосках и выкладка пачек на витрины.

Россияне стали курить на 16-17% меньше с началом действия антитабачного закона, сообщила директор департамента Минздрава РФ Марина Шевырева.

«Исследования подтверждают снижение потребления табака на 16-17%», - отметила она - А опросы распространенности курения среди российских школьников седьмых-девятых классов, проведенные учеными из европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), показывают, что курение снизилось с 2004 по 2013 год с 23 до 19,5%».

Накануне ВОЗ призвала Россию для борьбы с курением повысить акцизы на табак в несколько раз, доведя их до европейского уровня.

«Мы верим, что Россия может к 2020 году поднять свои акцизы до европейского уровня, который равняется €90 за тысячу сигарет. Тем более, что доход на душу населения в стране за последние годы вырос, а размер акцизов за ним не поспевает», - заявила эксперт координатор экономического департамента по контролю за табаком ВОЗ доктор Айда Юрекли.

Глава Союза потребителей России Петр Шелищ отреагировал на данные Минздрава о сокращении числа курильщиков с юмором. «Думаю, что через несколько месяцев эта доля станет отрицательной. Мы по этому показателю опередили европейские страны, и вообще все замечательно», - иронизирует он.

В действительности, по словам Шелища, люди продолжают много курить. «Мы видим вокруг – в электричках, на вокзалах, в кафе люди курят. Если люди станут меньше курить – хорошо. Но если просто будут больше давать надзирающим за этим полицейским, то придем к тому, к чему приходили не раз. Посмотрим…», - сказал он.

Профессор НИУ-ВШЭ Кирилл Данишевский убежден, что вводимые меры и информационные кампании приводят к неуклонному снижению потребления табака. «Хотя пока мы отстаем от большинства развитых стран по показателям здоровья. Остаемся в лидерах по смертности среди мужчин трудоспособного возраста, не падает распространение курения среди женщин и т.д. Но подвижки есть», - отмечает он.

По мнению Данишевского, наши антитабачные меры по европейским меркам достаточно средненькие. «Мы просто приходим к тому, что Европа сделала лет десять назад, а в Канаде пятнадцать лет назад. Особых поводов для истерии нет. Она исходит не от курящих граждан, а от табачной индустрии и тех, кого они спонсируют», - утверждает он.

Профессор указывает на то, что законы у нас на уровне общепринятых, в рамках концепции ВОЗ по борьбе с табаком. «Следующий этап – разработать долгосрочную концепцию по полному прекращению производства и продажи табачных изделий как продукта, который не соответствует никаким требованиям безопасности, ибо убивает при применении по прямому назначению. На определенном этапе это потребует лицензирование пользователей. Если человек никотинозависимый, то нужно каким-то образом обеспечить его никотином. Для остальных прекратить продажу табака», - считает он.

Все это не означает криминализацию потребления. «Но почему нельзя продавать шаурму, если она убивает, а сигареты можно?», - вопрошает он.

Аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина отмечает, что у многих экспертов имеются опасения, что борьба за оздоровление нации может негативным образом сказаться на секторе общественного питания. «Ограничение курения табака резко снизит трафик и сопутствующие продажи (например, алкоголя). Также непросто придется ритейлерам и киоскерам, для которых продажи табачной продукции формировали весьма значительную долю выручки», - указывает она.

На взгляд аналитика, имеющие место опасения оправданны, но лишь частично. Так по ресторанному бизнесу очередные антитабачные поправки ударят незначительно. «Закон позволяет курить в специально оборудованных вентилируемых курилках и на специально отведенных для курения пространствах. Полагаю, что заведения общепита летом в качестве таковых смогут использовать открытые летние веранды, а к зиме – при появлении большей конкретики в плане правоприменения – изыщут возможность организовать специальные курительные комнаты», - считает она.

Но даже если этого не произойдет, то, по словам Мишутиной, есть два сценария развития ситуации. «Либо посетители будут курить неподалеку от входа в заведения, либо заведения будут недостаточно строго контролировать законопослушность посетителей. Последнее будет во многом зависеть от жесткости контроля за исполнением антитабачного законодательства», - считает она.

Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков напротив уверен, что антитабачные меры ударят по ресторанному бизнесу. «Есть категория людей, которые любят просто выпить чашечку кофе, перекурить и идти дальше. Чашка кофе, казалось бы, недорога, но у нее громадная наценка 800-1000%. Так что в плане прибыли это неприятно», - говорит он.

По словам Петракова, отток будет наблюдаться среди людей, которые приходили в кафе и рестораны перекурить. «Это до 10% посетителей. Но они тратят меньше чем те, кто пришли полноценно поужинать», - отмечает он.

Эксперт обращает на себя внимание на то, что в курящих залах, как правило, больше посетителей.

«Возможно, первое время на волне некоего протеста будет меньше посетителей, но потом они вернутся. Безвозвратно кафе и рестораны могут потерять 1-2%. А это довольно существенно», - указывает он.

Данишевский в свою очередь утверждает, что в Европе в результате антитабачных мер ресторанный бизнес вырос на 5%. «Люди идут семьями, с детьми, больше времени проводят в ресторанах. Сами заведения становятся приятнее, после их посещения уже не приходится сдавать одежду в химчистку.Но в целом мне все равно упадет ресторанный бизнес или нет. Если курение убивает оно должно быть запрещено. Убийство не может быть обосновано прибыли», - заключает он.
 

Архивный материал.
Почему нельзя продавать шаурму, если она убивает, а сигареты можно? / читать
В действительности мы видим вокруг, что люди по-прежнему курят / читать
Антитабачные меры, безусловно, ударят по ресторанному бизнесу / читать
По ресторанному бизнесу очередные антитабачные поправки ударят незначительно / читать