Потанин продал «Профмедиа»

28 ноября 2013 / 21:18

На днях состоялась одна из крупнейших за последние годы сделок на российском медиарынке. Гигант «Газпром-Медиа» приобрел практически полный пакет активов холдинга «ПрофМедиа», принадлежавшего миллиардеру Владимиру Потанину. Эксперты говорят, что основной мотив этой сделки – экономический. Однако общественно-политическое значение объединения активов двух крупнейших медиа-холдингов отрицать также нельзя.

Официально цена контракта не называется. По данным ИТАР-ТАСС, без учета долгов холдинг «ПрофМедиа» обошелся «Газпром-Медиа» в 25 млрд рублей. В основном это развлекательные СМИ: радиостанции NRJ, Авторадио, Юмор.фм «Романтика», телеканалы ТВ-3, «2х2» и «Пятница!», а также кинокомпания «Централ Партнершип». Как было отдельно объявлено, в сделку не входят доли «ПрофМедиа» в медиахолдинге «Афиша-Рамблер-СУП», в частности, популярный среди либеральной интеллигенции сайт «Лента.ру».

По мнению аналитиков медиарынка, опрошенных Центром политического анализа, основной мотив Владимира Потанина при продажи активов «ПрофМедиа» - экономический. В частности, руководитель департамента рекламы и  PR рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Лариса Чугуевская считает, что «российский медиахолдинг №1 «Газпром-Медиа», благодаря покупке «ПрофМедиа», входящего в топ-10 медиарынка, надолго укрепит позицию лидера рынка и минимизирует риски передачи пальмы первенства».

Причем этому не угрожает даже слияние других игроков рынка. Фактически, теперь «доходность «Газпром-Медиа» позволяет утверждать о его монопольном положении на медиарынке», добавляет Чугуевская. По ее мнению, ближайшие конкуренты – «Первый канал» и «Национальная медиа группа» - теперь заметно отстают от «Газпром-Медиа» по финансовым показателям.

«Очень понятной, абсолютно логичной» называет состоявшуюся сделку и соучредитель TMT Investments Company, медиаменеджер Артем Инютин.

«Дело в  том, что Потанин совершенно не разбирается в медийных активах. А если в каких-то активах не разбираешься, то лучшее, что можно с ними сделать - это продать», - заявил Инютин.

«Весь интернет (имеются ввиду интернет-активы «Профмедиа» - ред.), с которым непонятно было что делать, было решено объединить с SUP. А достаточно прибыльный радийный холдинг и неплохо чувствующие себя, с точки зрения монетизации, телеканалы логично было объединить и продать государству», - объясняет эксперт.

Независимый медиаэксперт, директор 101StartUp Михаил Гуревич согласен с таким мнением, но добавляет, что для Потанина медийные активы были не только экономическим, но и политическим бременем.

«Для него это разрешение этими активами не управлять. Зачастую, лояльность выражается в том, чтобы контролировать какие-то медиаактивы. Видимо, Потанина, наконец, от этого освободили», - поясняет Гуревич.

Не противоречат эти мнения и официальным мотивам сделки. Вместе с активами «ПрофМедиа» «Газпром-Медиа» займет теперь  30% рекламного рынка.

Несмотря на то, что, по мнению экспертов, в сделке прослеживается желание «Газпрома», на 51% принадлежащего государству, сосредоточить в своих руках больше медиаактивов, ожидать изменения контента новоприобретенных им теле- и радиоканалов вряд ли не стоит.

«Не думаю, что будет значительное изменение редакционной политики, - считает Инютин. - Для государства важна не столько монетизация проекта, сколько наличие аудитории. Если ресурсы не будут терять свою аудиторию, то и трогать их никто не будет. Зачем переформатировать то, что и так неплохо идет. Если же начнут катастрофически терять зрителей, тогда понадобится рестайлинг». 

Архивный материал.
«Газпром-Медиа» становится монополистом на медийном рынке / читать
Медийными активами нужно не управлять, а их контролировать / читать
Это очень понятная, абсолютно логичная сделка / читать