«Почта России» ищет подработку

19 ноября 2013 / 20:37

Национальная почтовая служба отказалась от традиционной методики реформирования - сокращения неэффективного персонала. Вместо этого «Почта России» намерена зарабатывать с помощью более широкого спектра услуг и повышения цен на уже существующие услуги. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, в целом разделяют озвученные идеи, но предлагают их рационализировать.

Напомним, очередная волна попыток реформировать ФГУП «Почта России» началась с подачи Дмитрия Медведева весной 2013 года, когда компания перешла под руководство Минкомсвязи РФ. Полгода спустя, в октябре глава министерства Николай Никифоров заявил, что «Почта России» в перспективе может капитализировать свои акции, выйдя на IPO по примеру Британской королевской почты. Для этого было решено преобразовать «Почту России» из федерального государственного унитарного предприятия в ОАО.

Вновь тема реформы отечественной почты всплыла в ноябре, когда ее работу раскритиковал премьер Медведев. По мнению главы правительства, если реорганизация почты не будет проведена в ближайшее время, есть риск ее исчезновения.

И вот Медведеву были предложены несколько вариантов реформы. По данным газеты «Ведомости», наиболее перспективным является тот, что предполагает развитие сервисов доставки посылок и корреспонденции, курьерской и экспресс-доставки, оказание финансовых услуг населению (судя по всему, речь идет о денежных переводах – ред.), а также рассылке рекламных каталогов. При этом ничего не говорится о возможной оптимизации кадрового состава - увольнении неэффективных сотрудников и росте зарплат для тех, кто останется. К слову, именно таким путем пошли британские коллеги «Почты России».

Аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин утверждает, что реформа «Почты России» путем развития и внедрения дополнительных услуг была принята именно потому, что  традиционный путь сокращения людей в данном случае невозможен.

«В годовых отчетах они («Почта России» - ред.) пишут, что не могут сократить убыточные отделения, потому что они несут социальную нагрузку не только в плане сотрудников, но и местного населения, которое просто останется без связи с внешним миром», - говорит он.

Кроме того, успешные реформы без сокращений штата проводились и раньше, напоминает он.

«Есть прецеденты по улучшению сервиса без серьезных сокращений. Тот же «Сбербанк». Но, видимо, все же придется это сочетать: и сокращение и увеличение выручки на квадратный метр. На мой взгляд, акцент нужно делать на увеличении выручки. При выходе на рынок IPO инвесторы оценят розничную сеть в 50 тысяч отделений. Не думаю, что кардинальное сокращение отделений целесообразно», - считает Нигматуллин.

В то же время, эксперт полагает, что предложенные «Почте России» новые сервисы, в частности, банковские услуги – не лучший выбор.

«Сотрудники не имеют должной квалификации, кроме того, рынок банковских услуг и так перенасыщен», - объясняет он.

Вместо этого, «Почта России» могла бы работать как ритейлер, вроде «Связного» или «Евросети», или продавать сим-карты.

«Многие сотовые операторы стремятся сейчас развивать собственные монобрендовые сети, чтобы продавать сим-карты и пр. Для них сотрудничество с «Почтой России» могло бы быть взаимовыгодным: почта нарастила бы свою прибыль, а операторам помогло бы продавать свои услуги благодаря более широкой сети салонов», - говорит Нигматуллин.

Кроме того, на уже существующие услуги, по мнению эксперта, нужно поднимать цены. В частности, на доставку корреспонденции – в два раза. «Это негативно будет воспринято населением, но будет способствовать кардинальному повышению качества, снижению сроков доставки и т.д. Сегодня цена слишком низкая – она не окупает затраты «Почты России» на доставку и необходимый уровень сервиса», - полагает он.

Впрочем, не все пользователи «Почты России» одобряют увеличение нагрузки на сервис ради прибыли. В частности, по мнению журналиста Александра Дюпина, сотрудники почты с трудом справляются даже с нынешним объемом функций.

«Работники просто не успевают выполнять свои естественные функции, будучи обремененными огромным объемом дополнительной бюрократической работы. Поэтому, на мой взгляд, для начала наиболее правильным решением было бы не нагружать «Почту России» дополнительными функциями (будь то банковские услуги или торгово-рекламные), а привести в порядок существующие», - считает он.

При этом повышение цен на доставку вполне допустимо, но не должно стать самоцелью: дополнительные средства должны быть потрачены на уход от бумажного документооборота к электронному, на создание современных баз данных, оптимизацию логистики.

«Впоследствии, когда «Почта России» хоть как-то заработает, можно будет говорить об изменении кадровой политики. Например, о повышении квалификации нынешнего персонала или постепенной замене на более профессиональный состав», - заключает он.

В свою очередь, аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, который также позитивно оценивает идеи по реформированию «Почты России», полагает, что, помимо новых сервисов, компании необходимо сконцентрировать внимание на обновлении и расширении инфраструктуры: развитии логистики, автоматизации ключевых операционных процессов и в целом общем повышении эффективности.

«Это, безусловно, требует огромных капитальных затрат, поэтому, конечно, в условиях сокращения субсидий, остро стоит вопрос привлечения финансирования, в первую очередь, за счет запланированного акционирования корпорации и в дальнейшем, возможно, размещения на публичном рынке или привлечения крупного финансового или стратегического инвестора», - говорит он.

Архивный материал.
Сервис работает практически даром / читать
Структурную перестройку и модернизацию необходимо провести в сжатые сроки / читать
Есть прецеденты по улучшению сервиса без серьезных сокращений / читать