Переговоры как способ принуждения к миру

07 апреля 2014 / 18:51

В субботу истекает срок, до которого, согласно берлинским договоренностям четырех министров иностранных дел, должно пройти заседание трехсторонней Контактной группы по Украине. Ожидается, что эта встреча пройдет либо в пятницу вечером, либо 5 июля. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, настаивают на том, что дипломатический путь – лучший для прекращения огня на юго-востоке Украины. Впрочем, в этом вопросе есть масса «но».

Напомним, первое заседание Контактной группы, в которую вошли ОБСЕ, Украина и Россия по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины прошло в Киеве 8 июня. 20 июня президент Украины Петр Порошенко приостановил силовую операцию на юго-востоке до 27 июня. После этого шага Порошенко, 23 июня в Донецке прошли первые многосторонние консультации между представителями Украины, России, ОБСЕ, в которых также участвовали представители ДНР и ЛНР. Стороны договорились о прекращении огня до 22:00 местного времени 27 июня. Позже, по истечении этого срока, Порошенко продлил режим прекращения огня до 30 июня.

Второй раунд консультаций прошел 27 июня. На нем говорили об освобождении занятых ополченцами пограничных пунктов пропуска, освобождении заложников, прекращения огня и условия поддержки мирного плана Порошенко.

2 июля в Берлине по приглашению главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера состоялась четырехсторонняя встреча, в которой, помимо него, приняли участие главы внешнеполитических ведомств: России (Сергей Лавров), Франции (Лоран Фабиус) и Украины (Павел Климкин). На встрече была согласована декларация, предусматривающая пути урегулирования украинского кризиса. Главным элементом декларации стала зафиксированная в ней необходимость срочного согласования условий устойчивого и долговременного перемирия. Именно для этого до 5 июля и должна собраться трехсторонняя Контактная группа.

Источник в МИД РФ сообщил 3 июля, что консультации между Киевом и юго-востоком Украины при посредничестве РФ и ОБСЕ могут состояться вечером в пятницу или, в крайнем случае, в субботу, 5 июля. «Контактная группа на данный момент — единственный механизм, в котором представлены и власти в Киеве, и ополченцы в лице своих лидеров при участии ОБСЕ и посла России», - заявил Сергей Лавров.

Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, указывают на то, что дипломатический путь решения является оптимальным.

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров уверен в том, что «союзником России в умиротворении Порошенко может и должна стать Европа». «И в этом смысле Контактная группа – именно тот инструмент, который способен позитивно повлиять на ситуацию», - подчеркнул он.

Вместе с тем Шатров не согласился с распространенным в экспертной среде мнением о том, что Европа всегда следует в фарватере американской политики.

«Во-первых, Европа пытается стать самостоятельным центром силы, независимым геополитическим игроком, - заметил он. - Во-вторых, европейцы не будут действовать во вред собственным экономическим интересам».

«Нестабильность на Украине сейчас – это угроза «газового голода» в Европе ближайшей зимой. Европа не сможет спокойно взирать на то, как реализуется такой катастрофический сценарий. Изменить трафик газа до зимы невозможно. Значит, придется договариваться». Эксперт: Шатров Игорь Владимирович

Сходного мнения о необходимости консультаций в рамках Контактной группы придерживается и журналист, писатель Дмитрий Лекух.

«Прекращения огня в Донбассе нужно добиваться исключительно дипломатическими методами и делать это, в том числе, в рамках Контактной группы. Военного решения проблемы Донбасса не существует, это признает даже Петр Порошенко». Эксперт: Лекух Дмитрий Валерьянович

«Кстати, это одна из причин, почему Россия всерьез не рассматривает вопрос о вводе войск на территорию Украины и Совет Федерации отозвал разрешение использовать президенту Вооруженные силы за рубежом, - полагает Лекух. - Вводить войска просто не имеет смысла по той причине, что в настоящий момент времени наблюдается достаточно шаткое военное равновесие».

«Да, безусловно, груды киевского железа выглядят достаточно внушительно, но при этом мы прекрасно понимаем, что это весьма ограниченный ресурс. Не нужно быть военным аналитиком, чтобы с уверенностью говорить о том, что состояние украинской армии ужасающее. То, что там сегодня стреляет, летает и ездит – предел киевских сил. А ведь там еще фактически ничего не начиналось. Танки стоят в пригородах, а самое страшное и кровопролитное – уличные бои в городе, которых пока нет».

Говоря о работе Контактной группы, нужно помнить о политической воле Петра Порошенко, «а его воля диктуется из Вашингтона, уточнил Лекух. «Буквально сегодня Джон Керри выступил с заявлением о том, что они, якобы, пытались удержать Порошенко от возобновления военной операции, - напомнил он. - Но факт остается фактом – Порошенко фигура не самостоятельная. Но при анализе любых геополитических событий важно не забывать, о том, что Америка – тоже не монолит, там есть разные группировки. Кто выиграет в украинском вопросе, у кого будет больше рычагов влияния – сказать трудно».

С известной долей скепсиса к дипломатическим методам урегулирования украинского конфликта относится  историк, президент издательского дома «Регнум» Модест Колеров.

«Я считаю себя в этом вопросе верным учеником Маргарет Тэтчер, которая говорила, что стабильный мир возможен только с позиции силы, - уточнил он. - Переговоры, встречи контактных групп, подписание деклараций, которые используются, как политическое прикрытие для массовых военных преступлений против гражданского населения никого не должны обманывать».

По его мнению, переговоры возможны на короткой дистанции, пока идет стрельба, для того, чтобы подготовить прекращение огня. «А сейчас переговоры и подписание деклараций идут для того, чтобы обеспечить политическое прикрытие наступлению киевских властей на Востоке Украины», - считает эксперт.

Вместе с тем Колеров указал на роль ЕС в урегулировании кризиса.

«Совершенно непонятно, почему Европейский Союз не использует обязательства Украины, которые она приняла на себя, подписав политическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. В политической части этого соглашения прямо сказано, что ЕС осуществляет координацию внешней и оборонной политики Украины. И зачем они встречаются, подписывают декларации, если эти декларации они должны адресовать самим себе?» Эксперт: Колеров Модест Алексеевич

«Здесь я вижу двойные стандарты, лицемерие и использование дипломатических форматов для прикрытия военных действий», – резюмировал Колеров.

Архивный материал.
Прекращения огня в Донбассе нужно добиваться исключительно дипломатическими методами / читать
Европа не всегда следует в фарватере американской политики / читать
Стабильный мир возможен только с позиции силы / читать