Москва к платным парковкам пока не привыкла

30 апреля 2014 / 17:44

В то время как в Москве готовятся к очередному расширению зоны платной парковки, депутаты Госдумы заинтересовались деятельностью столичного Департамента транспорта.  2014 год мэрия начала с «кнута», поставив на поток эвакуацию нарушителей правил стоянки - город «зачищают» от автомобилей целыми улицами. Однако с 1 мая водители получат небольшой «пряник»: отныне разрешено бесплатно парковаться в центре по воскресеньям и в праздники. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, говорят о неизбежности изменения правил игры с автолюбителями в платную парковку.

Как сообщили вчера «Известия», депутаты Госдумы недовольны работой заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова. В частности, в нижней палате парламента возмущены тем, что американская компания McKinsey постоянно выигрывает конкурсы по развитию транспортной системы в столице.

Итак, недовольство москвичей политикой московских властей, решивших с помощью репрессивных мер освободить город от излишнего количества автомобилей, дошло до федеральной власти. Учитывая это, неудивительными выглядят послабления, сделанные московскими властями для автолюбителей - начиная с майских праздников, центр Москвы будет бесплатным для парковки по праздникам и воскресеньям.

Как говорят эксперты, в перспективе эта практика может быть расширена и на субботы, однако такое решение требует исследований и опыта. В частности, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко говорит, что бесплатная парковка по выходным – это «общераспространенная практика» в простых системах организации парковочного пространства.

«Основная цель платного паркинга – снижение доли автомобилистов в ежедневных маятниковых миграциях в час пик. В остальное время эта проблема так остро не стоит», - говорит Трофименко. По его мнению, в будущем, когда накопится база опыта, можно будет использовать и  более гибкий подход, принятый на Западе.

«В Сан-Франциско, например, собирается статистика по заполняемости платных парковочных мест в зависимости от дня недели и месяца. На основании этих данных регулируется цена, чтобы все места были заполнены», - продолжает эксперт.

Зампред комиссии по градостроительной политике, транспорту и связи Общественной палаты Москвы, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин настаивает на том, что правила платной парковки должны меняться постепенно, по мере накопления опыта.

«Мы делаем самые первые шаги в упорядочивании парковки. Сначала ввели слабо дифференцированную тарифную сетку – 60 и 80 рублей за час. Но наша цель – сделать развитую систему парковочного регулирования, которая заключается в создании дифференцированной тарифной сетки: по месту, времени суток, дню недели. Скажем, сейчас мы вводим бесплатную парковку по воскресеньям. Но ведь есть такие пиковые места, где и по воскресеньям нужно взымать плату, причем, она должна быть высокой. Рано или поздно мы придем к более тонкой тарифной сетке, к более сложным правилам», - говорит он, также ссылаясь своих коллег-первопроходцев из Сан-Франциско, где платная парковка действует уже 80 лет. В Москве, по словам Блинкина, опытная база только начала нарабатываться.

Отметим, что наряду с послаблениями московские водители уже успели ощутить на себе и ужесточения. В частности, с начала 2014 года заметно участилась эвакуация неправильно припаркованного транспорта. По официальным данным, ежедневно увозят на штраф-стоянку до 800 автомобилей. Как правило, это происходит в форме рейдов. На ту или иную улицу, далеко не всегда с высоким трафиком, приезжает сразу несколько эвакуаторов в сопровождении машины ГИБДД. В течение нескольких минут вся проезжая часть буквально «вычищается» от припаркованных машин, стоящих с нарушением правил. Это происходит, несмотря на то, что ранее в мэрии заверяли, что эвакуироваться будут только автомобили мешающие пешеходам – припаркованные на «зебре» или напротив остановки общественного транспорта. Напомним, что эвакуированный автомобиль в среднем обходится владельцу в 8 тысяч рублей: 3 тысячи рублей – штраф, 5 тысяч рублей сама эвакуация (может стоить 3 тысяч рублей для машин с мощностью двигателя до 80 лошадиных сил или 7 тысяч рублей для более мощных авто).

Впрочем, Константин Трофименко не считает эти «зачистки» кампанейщиной. По его мнению, «это обычная практика».

«Ни в каком Берлине или Париже такой вольницы, как была у нас в Москве последние 20 лет, никогда не было. Там действуют жестко, а в США – еще жестче. Так что то, о чем вы говорите, лишь свидетельство того, что система отладилась. Я думаю, пройдет еще немало времени, пока люди просто психологически привыкнут не нарушать», - говорит он.

Новые обременения для автолюбителей ожидаются и летом. С июня должна начать действовать первая муниципальная платная парковка за пределами Садового кольца – возле делового центра Москва сити. Это уже спровоцировало панику среди жителей окрестных дворов, которые опасаются наплыва визитеров делового центра, которые не захотят платить за стоянку своего авто. Впрочем, эксперты в один голос говорят, что  проблему можно решить, установив во дворе шлагбаум.

Приветствовал нововведение и председатель Союза пешеходов России Владимир Соколов. Однако, он выступает за дальнейшее ужесточение правил платной парковки.

«В пределах Садового кольца резидентных разрешений выдается слишком много. На сегодняшний день вдвое больше, чем есть мест. Нужны дополнительные ограничения. Например, разрешение ставить машину только в непосредственной близости от места прописки, чтобы дестимулировать перемещение таких машин по центру», - считает эксперт.

Архивный материал.
Мы делаем самые первые шаги в упорядочивании парковки / читать
Нельзя допустить, чтобы неорганизованная парковка переместилась во дворы / читать
Пройдет еще немало времени, пока люди психологически привыкнут не нарушать / читать