В среду, 3 сентября, президенты России и Украины Владимир Путин и Петр Порошенко провели телефонные переговоры. Как стало понятно лишь после ряда уточнений со стороны администраций обоих глав государств, они согласились друг с другом по поводу возможных путей к перемирию на юго-востоке Украины. Впоследствии был обнародован список из семи пунктов, выполнение которых сторонами конфликта, по мнению Путина, могло бы привести к прекращению огня. Переговоры вызвали удивление на Западе, что, по мнению экспертов, свидетельствует о неготовности Брюсселя и Вашингтона отказываться от собственного более жесткого плана.
Первой распространила новость о переговорах пресс-служба Порошенко. На сайте украинского президента было сказано, что во время разговора была достигнута «договоренность о прекращении огня на юго-востоке Украины». Это стало настоящей сенсацией. Например, курс рубля на одной только этой новости, по мнению брокеров, молниеносно подскочил на 60 копеек.
Однако вскоре пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков выступил с уточнением. Он подчеркнул, что Россия стороной конфликта на юго-востоке Украины не является, поэтому и договариваться о мире Путин не может. Тем не менее, шаг к миру все же был сделан.
«Главы государств обменялись мнениями относительно того, что нужно сделать в первоочередном порядке для скорейшего прекращения кровопролития на юго-востоке этой страны. Точки зрения президентов двух стран о возможных путях выхода из тяжелой кризисной ситуации в значительной степени совпадают», - сказал Песков.
Позже уточнение появилось и на сайте Порошенко: «Было достигнуто взаимопонимание относительно шагов, которые будут способствовать установлению мира».
В Новороссии на новость о переговорах отреагировали по-разному. Например, вице-премьер ДНР, участник контактной группы в Минске Андрей Пургин заявил, что ополчение о прекращении огня никто не уведомлял, поэтому они оставляют за собой право от него отказаться. А представитель правительства Новороссии Денис Пушилин хоть высказал сомнение в искренности намерений Порошенко и его способности контролировать украинский силовиков, все же высказал надежду, что «это будет серьезным шагом в сторону перехода в политическое русло». По его данным, украинские силовики уже начали отвод войск от позиций.
Во второй половине дня новость об определенном успехе переговоров Путина и Порошенко была дополнена конкретным планом мирных инициатив, которые для журналистов озвучил российский лидер.
Среди условий плана: прекращение наступлений всеми вооруженными формированиями на юго-востоке Украины, отведение всех силовых структур на безопасное расстояние от населенных пунктов, международный контроль за соблюдением прекращения огня, отказ от применения военной авиации против мирных граждан, обмен пленными по схеме «всех на всех», а также открытие гуманитарных коридоров и направление в регион ремонтных бригад для восстановления инфраструктуры.
Переговоры президентов, судя по сдержанной реакции западных лидеров и представителей европейской бюрократии, оказались сюрпризом как для США, так и для Евросоюза. Президент США Барак Обама, например, кратко заявил, что ждет конкретных действий, а официальный представитель главы дипломатии ЕС Майя Косьянчич прямо сказала, что в ЕС «ждут больше информации».
По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, «это неприятная неожиданность для Барака Обамы и ястребов из Евросоюза, которые воспринимают украинский конфликт как способ нанести максимальный ущерб экономике России».
«Любые переговоры в обход Вашингтона и Брюсселя для них неудобны и вызывают у них, скорее, раздражение, нежели приветствие. Хотя внешне они якобы приветствуют любые мирные инициативы Москвы и Киева. Это и есть политика двойных стандартов: заинтересованности в успехе этих переговоров ни у Вашингтона, ни у Брюсселя просто нет», - говорит он.
О том, что попытки Порошенко прийти к миру на Юго-Востоке могут понравиться далеко не всем на Западе говорит и замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько.
«Внутри Украины действует мощное лобби тех, кто выступает за продолжение войны. Ведь многие украинские политики несамостоятельны и поддаются давлению определенных сил в США, которые заинтересованы в разрушении экономических и геополитических связей между Россией и ЕС, в нарастании хаоса в евразийском пространстве», - считает эксперт.
По мнению политолога, Порошенко «ощущает угрозу» и от национал-радикалов, и от ушедших в тень политиков, вроде Юлии Тимошенко, и от представителей олигархических групп, вроде Олега Ляшко.
Безпалько не исключает, что в худшем для нынешнего украинского президента случае его могут просто сместить силами военных, которые проводили силовую операцию на Юго-Востоке.
Говоря о самих переговорах, эксперт предположил, что неожиданное согласие Порошенко на перемирие вызвано военными неудачами украинской армии.
«Эти переговоры, а так же то, что о них впервые заговорил Петр Порошенко, отражает печальное положение на фронтах для украинской армии. Только сегодня ополченцы сообщили об освобождении 23 населенных пунктов. А украинская армия несет тяжелые потери, восполнять которые ей нечем… В этих условиях для Киева мирные переговоры очень желательны, т.к. дадут возможность передышки, в том числе для того, чтобы в будущем возобновить военные действия против ДНР и ЛНР», - считает политолог.
При этом Безпалько настаивает на том, что Россия как таковые переговоры о мире не ведет, а лишь предлагает пути к его достижению. Непосредственные же договоренности могут достигаться лишь между Киевом, Донецком и Луганском.
«В какой-то степени Путин принуждает Порошенко вести переговоры с ДНР и ЛНР. Фактически он помогает Новороссии стать равным переговорщиком в процессе урегулирования внутриукраинского конфликта», - объясняет Безпалько.
Мухин, в свою очередь, напоминает, что один мирный план уже был обнародован – план Петра Порошенко, однако энтузиазма по его реализации не продемонстрировал даже сам Киев, поэтому сейчас со стороны украинского лидера необходимы не только словам, но и действия.
Впрочем, как считает директор Центра евразийских исследований, украинский политолог Владимир Корнилов, именно нынешний план, озвученный Путиным, впервые открывает возможность для мира в будущем.
«Тот план, который озвучил Путин – это, по сути, первый за время кровавой бойни план конкретных реальных действий, четких шагов, которые могут предпринять стороны конфликта для начала мирного диалога.Особенно важным мне представляется пункты о прекращении авиационного обстрела населенных пунктов и отводе войск обеими сторонами. Если хотя бы часть пунктов из плана Путина будут исполнены – появится шанс на мирное урегулирование», - говорит эксперт.
Александр Дюпин