17 марта Верховный совет Крыма на внеочередном пленарном заседании принял постановление «О независимости Крыма» и обратился к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав РФ «в качестве нового субъекта со статусом республики». Сейчас, когда в ходе референдума Крым заявил о своем желании войти в состав России, Центр политического анализа расспросил экспертов о возможных будущих политических и экономических последствиях интеграции Крыма в Россию.
В Крыму 16 марта прошел референдум по вопросу о присоединении к Российской Федерации. За воссоединение без учета Севастополя проголосовали 96,77% из числа принявших участие в референдуме при явке в 83,1%. Жители Севастополя показали еще более высокую явку - 89,5%, при этом 95,6% горожан высказались за присоединение к России.
В понедельник Верховный совет Крыма провозгласил полуостров независимым суверенным государством с особым статусом Севастополя. Республика призвала все государства мира и ООН признать новое независимое государство. Крым в лице своей Верховной рады обратился к Российской Федерации с предложением о принятии в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта со статусом республики.
Крым взял активный курс на интеграцию с Россией, а ЕС и США вводят санкции против российских и крымских чиновников. Мы опросили политологов и экономистов о ближайших перспективах и последствиях сближения Крыма и Российской Федерации.
Политтехнолог Юрий Гиренко призывает не пугать Россию изоляцией от Запада. «Последние двадцать с лишним лет, стоит только России проявить самостоятельную позицию, нас тут же начинают пугать тем, что скоро ни одна «нормальная страна» не будет с нами дружить. Но дело в том, что эти «нормальные страны» вовсе не хотят с нами дружить. Запад никогда не собирался рассматривать Россию как равноправного партнера. Я часто слышал от всевозможных западных политиков и экспертов призывы к нам смириться со статусом региональной местечковой державы. При этом регулярно делались попытки нас ограничить: расширение НАТО, ПРО, давление на Сирию и события на Украине как крайняя точка», - отмечает Гиренко.
«Все эти теперешние угрозы санкций и изоляций - всего лишь дымовая завеса. Отношение Запада к России принципиально не изменилось»
По мнению политолога, изменился только один аспект. Россия сказала: «Хватит! Мы заставим вас с нами считаться». Именно это и вызывает бессильную истерику и угрозы со стороны Запада.
Рассуждая о перспективах интеграции Крыма и РФ, Гиренко полагает, что юридические вопросы будут решены достаточно быстро, а вот реальная интеграция Крыма в Россию в виде налаживания коммуникаций, замены денег и т.п. может затянуться. В целом же Гиренко оптимистично смотрит на перспективы вхождения Крыма в состав Российской Федерации.
«Что касается политической интеграции, то, думаю, даже с крымскими татарами вопросы будут решены быстро. Могут поменяться лидеры общины, но в целом татары быстро поймут, что им не грозит перспектива потерять всё то, что они получили после возвращения в Крым. Речь идет, в первую очередь о коммерческих вопросах. В случае если интеграция не ударит по татарскому бизнесу, то причин для беспокойства у крымских татар не будет, они куда более прагматичны, чем чеченцы начала 90-х», - считает Гиренко
Рассуждая о возможном падении финансовых рынков в результате присоединения Крыма к России, вице-президент Центра Стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов разъясняет, что оно обусловлено не санкциями против России и не ситуацией вокруг Крыма, а мировой ситуацией, связанной с выводом средств ФРС США из развивающихся рынков.
«Что касается ухудшений отношений Запада и России, то рынок уже успел среагировать на них заранее. Да, в короткий период может быть падение, но оснований для фундаментального обвала фондового рынка нет», - считает Абзалов. Санкции же, о его мнению, будут носить либо политический, либо точечный характер.
Также экономист предполагает следующие сценарии развертывания ситуации в Крыму:
«Будет объявлено о новых инвестиционных проектах на территории Крыма, касающихся инфраструктуры, сельского хозяйства, транспорта. РФ также будет расширять группировку Черноморского Флота на территории Крыма, что создаст благоприятные условия для роста производства, в частности, для судоремонта»
Благоприятный прогноз относительно экономического развития Крыма дает также директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев.
«Важнейшим для Крыма является развитие туризма, составляющего 27% экономики полуострова, думаю, туда и пойдут ближайшее время инвестиции. Также будут вложены деньги в строительство недвижимости. Что касается социальных расходов, то все они, то есть выплата пенсий, зарплат бюджетникам, финансирование деятельности школ и больниц обойдутся России примерно в 3.5 млрд. долларов. Несмотря на то, что экономика России растет медленнее, чем ожидалось, за последние два месяца у нас наблюдается профицит бюджета. Поэтому ничего страшного в этих расходах я не вижу. Более того, увеличение населения страны на 2 миллиона человек, новые территории - это всегда хорошо», - полагает аналитик.
Разуваев так же не видит причин для падения российских рынков и угрозы экономических санкций. Намного сложнее ситуация, по его мнению, будет складываться на Украине.
«К сожалению, на фоне спокойной обстановки в Крыму, Украина становится «диким полем», известие о похищении боевиками «Правого сектора» казахских КАМАЗов вообще не нуждается в каких-то комментариях. Полагаю, для их экономики последствия политического кризиса будут куда более тяжелыми».
Не бояться санкций призывает также и экономист Никита Кричевский.
«Нам не стоит, наслушавшись угроз возможных экономических санкций со стороны Запада, закупать товары впрок. Обвал рынка просто пророчили некоторые либеральные экономисты, которые буквально настаивали на том, что сегодня, в понедельник, доллар будет стоить 44 рубля. Очевидно, что среди крупного бизнеса есть своеобразная «пятая колонна», которой очень не нравится самостоятельная внешняя политика России. На самом-то деле рынки ещё на прошлой неделе отыграли вероятность санкций. Сегодня все встало на свои места: валютный рынок практически не изменился, фондовый даже вырос. Все перспективы отыгрываются ещё до того, как реализуются. Все же реальные санкции сегодня-это бутафория, стремление Запада сохранить лицо»,- полагает экономист.