Глава МВД Украины Арсен Аваков, выступая в эфире канала ТСН, заявил, что нынешний «майдан в Киеве» – «полнейшая дискредитация всего». По словам Авакова, те люди, которые продолжают жить в палатках на Майдане - это «сборище». Аваков сообщил, что его ведомство имеет план «гуманного и красивого» решения по ликвидации киевского майдана. Между тем, пока новая киевская власть упражняется в подавлении восстаний и мятежей в центре столицы и на Юго-востоке, сама столица приходит в себя после карнавала насилия имени ассоциации с Европой. Центр политического анализа попросил киевлян рассказать о том, как устроена киевская повседневность сегодня.
Киев – это не Винница и не Луганск, а ровно то место, где издавна чувствовала себя комфортно та публика, что считает себя в ответе за состояние публичной сферы в этой стране.
Чем живут киевляне сегодня?
По словам директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, Киев пока не вернулся к той полноценной жизни, к которой привык за последние годы.
«В центре Киева до сих пор можно наблюдать остатки майдана, кишащие какими-то подозрительными людьми. Регулярно появляется информация о том, что кто-то стреляет, о разборках, в которых участвуют непонятные люди с оружием, о том, что люди в неизвестной форме разгуливают по офисам и чего-то требуют от предпринимателей. Милиция пока не овладела ситуацией и старается не вмешиваться в эти конфликты», - отмечает политолог, живущий в Киеве.
Тем не менее, несмотря на то, что обстановка в городе не вполне спокойная, общественную атмосферу в Киеве Погребинский тревожной бы не назвал. «Все-таки большинство киевлян, за исключением тех, что проживают в самом центре города, вблизи Майдана, сохранили привычный образ жизни», - отмечает политолог.
По словам Погребинского, люди в Киеве озабочены ростом тарифов на услуги ЖКХ.
«Начинают появляться проблемы с работой, все чаще говорят о сокращениях. Люди не могут получить деньги со своих валютных депозитов. Определенную активность проявляют граждане, взявшие кредиты под покупку квартир, и теперь не имеющие возможности обслуживать свои обязательства - их голос хорошо слышен в общем хоре недовольных»
Когда аналитик по продажам Арсен Арсененко по карьерным соображениям переехал в Киев из Крыма, он был далек от мысли, что через девять месяцев окажется в другой стране, точнее – в отличие от бывших соседей, останется в той же. Проживая в русском по преимуществу регионе, Арсененко практически не был вовлечен в «коллективное национальное строительство». Киевские тела, облаченные в вышиванки, и другие манифестации украинства оказались для него сюрпризом. По словам Арсененко, украинская тема вышла на первый план в оформлении городского пространства. В качестве примера он приводит фреску «Возрождение» на Андреевском спуске, а также участок дамбы Оболонской набережной, оформленный в цвета украинского флага.
Молодого киевлянина, как и многих, раздражают остаточные следы Майдана, выраженные скоплениями маргиналов в центре города и избыточным предложением разного рода сувенирной продукции. Москвич здесь призвал бы Сергея Александровича Капкова с хорошим вкусом и актуальным дизайном от асфальтоукладчика. Киевлянин не скрывает, что подавление «перманентной революции» здоровенных лбов с избытком свободного времени – это как раз то, чего ждут от властей горожане из среднего класса.
Говоря о сплоченности образованного городского класса, Арсененко отмечает готовность к экономическим невзгодам и финансовым неурядицам. «Большинство горожан к росту тарифов относится с пониманием: с одной стороны, национальная валюта ослабла, с другой – при самом высоком уровне доходов в стране – тарифы в столице были одними из самых низких», - отмечает киевлянин.
Программист Алексей Белоцерковский также переехал в Киев из Крыма, а именно из городка Черноморское. Он считает, что лишения, с которыми столкнулись киевляне, не стоит недооценивать. Белоцерковский напоминает о курсе доллара, с осени выросшем почти на 50%, о повышении цен на импортные товары и, разумеется, о наиболее болезненном – о тарифах ЖКХ, в которые не так давно была включена жесткая балансировка цен на энергоносители.
Программист отмечает, что опыт постепенно приучает сограждан прислушиваться не только к сердцу и чувству собственного достоинства, но и к здравому смыслу, подсказывающему, что «халявы не будет». «Горожане начинают осознавать, что цены, тарифы, или принципы взаимоотношений гражданина и государства формируются вовсе не по снисхождению чьей-то доброй воли, а всего лишь в процессе взаимодействия заинтересованных сторон», - отмечает Белоцерковский.
Он со скепсисом в голосе фиксирует разрыв между публичной коллизией и основами, на которых держится сама практика украинской государственности.
«Политикум Украины продолжает своё существование в формате «демагогия исключительно ради достижения частных интересов». Это в полной мере относится и к Киеву, как в плане личностей управленцев со шлейфом «достижений», так и конкретных «хозяйствующих» решений»
Денис Кирюхин, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии, отмечает, что на протяжении последних лет качественный состав киевского городского совета практически не менялся. «Это, как правило, местный бизнес, который приходит в Совет для того, чтобы решать исключительно свои бизнес-проблемы, а также «политическая» часть, представляющая собой своего рода «скамейку запасных», - отмечает Кирюхин.
«Дело в том, что в Киевский городской совет в качестве депутатов, как правило, проходят дети общенациональных политиков, помощники депутатов Верховной рады, отставные чиновники, родственники, охранники, водители, любовницы и т.д. и т.п. В Совет часто идут те, кто хочет переждать опалу и в дальнейшем вернуться на общенациональный уровень: в Верховную раду, в правительство. Это проблема для города, так как Городской совет по своей эффективности не удовлетворяет требованиям, которые подобному органу предъявляет столица»
«Наблюдая за не меняющимися ни от каких майданов масштабами обмана и дербана, все больше горожан приходят к мысли, что нужны более принципиальные, структурные изменения», - отмечает Алексей Белоцерковский.
Отвечая на вопрос корреспондента Центра политического анализа о том, можно ли объяснять описанные выше настроения киевлян только лишь одним патриотическим подъемом, Михаил Погребинский заявил, что «патриотический подъем, конечно, имеет место у значительной части населения, у которой сформирована жесткая антироссийская установка». Однако, отмечает Погребинский, есть и противоположный тренд, которого раньше никогда не было в Украине: «часть населения юго-восточных регионов начинает ощущать свою причастность русской идентичности и отказываются принимать Киев как столицу своей родины».
«В Киеве люди, которые скорее идентифицируют себя как русских или как часть русского мира составляют меньшинство, несмотря на то, что большинство является русскоязычным. Эти люди не высказываются. Они ощущают свою принадлежность к меньшинству и стараются внимания к себе не привлекать», - говорит Погребинский.
По мнению политолога, происходящая радикализация настроений киевлян и в целом жителей Украины ведет к углублению раскола страны.