От инаугурации Владимира Путина до отставки Владислава Суркова: как изменилась страна за минувший год
Возвращение Владимира Путина на пост президента страны было неоднозначно воспринято в различных слоях российского общества. На фоне уверенной поддержки со стороны массового избирателя, в экспертных кругах и медиа-сообществе высказывались определенные сомнения в перспективах существующей политической конфигурации. Сомнению подвергалась способность Владимира Путина, с одной стороны, удержать контроль над страной и совладать с протестными настроениями, с другой, – предложить позитивную повестку развития. Спустя год мало кто сомневается, что обе задачи оказались выполнены.
Одним из самых заметных явлений минувшего года стала активная работа Государственной Думы. Законы об НКО, поправки в закон о митингах, меры, принятые в ответ на «Акт Магнитского» – все эти инициативы парламентариев становились темами широкой общественной дискуссии и поводами для «идеологических» баталий среди лидеров общественного мнения. Кому-то казалось, что законотворческая деятельность депутатов носит «репрессивный» характер и может осложнить отношения России с Западом. В то же время даже противники данных инициатив не могли отрицать, что российские законопроекты аналогичны правовым постановлениям, принятым в Европе и США. Российское законодательство фактически было приведено в соответствие с мировыми стандартами.
Если законы о митингах, некоммерческих организациях или о запрете на усыновление российских сирот гражданами США вызвали разногласия в российском обществе, то нормативные акты, направленные на борьбу с коррупцией были встречены в целом с одобрением. Высокопоставленные чиновники и депутаты не должны иметь счета и недвижимость за границей – с этим согласны большинство российских граждан. Кампания разоблачений, отчасти инициированная российской оппозицией, разрешилась в старт реальной борьбы с коррупцией со стороны действующей власти. В этой связи многие говорят о т.н. национализации элиты.
Собственно, перехват оппозиционной повестки действующей властью можно считать ключевым трендом минувшего политического сезона. Отставка Анатолия Сердюкова с поста министра обороны, дело «Росагролизинга», самостоятельное решение о сдаче мандата, принятое депутатом Пехтиным, заподозренным в обладании незадекларированной недвижимостью за рубежом, наконец, расследование фактов коррупции в фонде «Сколково» – все это говорит о серьезности намерений власти и выбивает почву из-под ног у оппозиции, представители которой зачастую сами оказываются под подозрением в участии в коррупционных сделках. Здесь стоит упомянуть дело «Кировлеса» и казус Ильи Пономарева, получившего нерыночное вознаграждение за серию лекций, прочитанных по заказу менеджмента фонда «Сколково».
Вопреки всем прогнозам, оппозиции не удалось мобилизовать протестный электорат. Даже попытки задействовать социальные лозунги не увенчались успехом. В то время как Владимир Путин пытается добиться от правительства полноценной реализации той социально-экономической программы, которая была анонсирована еще в предвыборных статьях и окончательно сформулирована в соответствующих указах, «профессиональные революционеры» заняты организацией «массового недовольства режимом» на деньги международных политических авантюристов. Рядовые участники протестных митингов из числа городского среднего класса были шокированы тем фактом, что обвинения, предъявленные Сергею Удальцову, Константину Лебедеву и Леониду Развозжаеву, оказались правдой. Мало кто в восторге от перспективы бесплатного участия массовкой в чужом политическом бизнес-проекте. В условиях укрепившейся легитимности действующей власти поредевшая числом несистемная оппозиция вновь загоняет себя в привычное гетто такими маргинализирующими темами как борьба с «Законом Димы Яковлева», критика РПЦ или поддержка сексуальных меньшинств. Политика «нормализации» предполагает с одной стороны предоставление максимальных возможностей для самореализации в рамках институтов государства (упрощение процедуры регистрации партий, возвращение губернаторских выборов и т.д.), с другой – жесткий отпор всем тем, кто хочет действовать вне правового поля (дело о беспорядках на Болотной, дело лидеров «Левого фронта»).
Часть завсегдатаев протестных митингов уже сегодня признают, что фигура Владимира Путина отнюдь не является главной проблемой страны. Основной мишенью критики становится правительство Дмитрия Медведева, особенно его социальный блок, который атакуют буквально со всех сторон. Именно неудовлетворительная работа правительства по исполнению некоторых из поручений президента стала поводом для отставки Владислава Суркова с поста вице-премьера. Эксперты сходятся во мнении, что специфика занимаемой Сурковым позиции не позволяла ему непосредственно контролировать работу по исполнению поручений, однако, оставляла за ним существенную долю ответственности.
Главным результатом уходящего политического сезона можно считать стабилизацию общественно-политического климата в стране и отчетливый курс на укрепление государственного суверенитета. Сегодня Россия не может позволить себе роскошь быть страной третьего мира, в которой чиновники связывают свое благополучие с иностранными государствами, протестное движение финансируется из-за рубежа и даже сироты превращаются в предмет экспорта. Иллюзии и недоразумения отброшены, Россия снова в тонусе.