В сфере внешней политики 2013 год экспертам, опрошенным Центром политического анализа, запомнился, прежде всего неожиданным разворотом сирийского конфликта и смягчением международных санкций против Ирана. Также эксперты отмечают обострение противоречий Китая с соседями по АТР и рост напряженности в Арктике. Во всех этих событиях 2013 года велика роль России.
«Одно из главных событий – победа российской позиции в сирийском вопросе. Кроме того, обращает на себя внимание урегулирование иранской проблемы», - считает публицист Исраэль Шамир.
Глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов отмечает, что события на Ближнем Востоке в 2013 году стали развиваться по неожиданному сценарию. «С одной стороны, в Сирии все ожидали окончания правления Асада и смены власти по ливийской модели, но этого не произошло и теперь непонятно произойдет ли вообще. С другой стороны, в Египте революция обернулась контрреволюцией, хотя казалось, что произошли фундаментальные перемены», - указывает он.
По словам Лукьянова, 2013 год показал, что ситуация на Ближнем Востоке малоуправляема, тем более, малоуправляема внешними силами. «Пожалуй, самое главное, связанное с этим событием года – разворот США в сторону от региона. Настрой американцев резко изменился по сравнению с началом 2013 года», - подчеркивает он.
Доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России Александр Тэвдой-Бурмули указывает на переформатирование ближневосточного конфликта. «Саудовская Аравия как отдельный участник, который отчасти оппонирует США. Несколько осложнились отношения Израиля и США. Следовательно, намечается противоестественный союз Израиля с саудитами, о котором уже осторожно начинают говорить. Россия проявила себя как активный игрок в Сирии», - отмечает он.
Что касается смягчения санкций против Ирана, то это событие стало едва ли не первым прецедентом такого рода. «Это первый шаг назад по части санкций. Такого обычно не бывает. Если санкции вводятся, то обычно только ужесточаются, а тут они вдруг были смягчены. Что из этого получится дальше сказать трудно, но это очень существенный момент. Смягчение санкций показывает, что Америка хочет свои обязательства на Ближнем Востоке облегчить за счет диверсификации контактов», - полагает Лукьянов.
Тэвдой-Бурмули также отмечает сюжет, связанный с последними событиями вокруг Украины. «Это осложнило отношения ЕС и России. «Восточное партнерство» поставило вопрос: до какого момента интеграционный посыл может развиваться без того, чтобы войти в резкий конфликт с интересами России. Случаи Украины и Армении показали, что определенный предел уже достигнут. Вне зависимости от того, что будет с украинским государством и его внешнеполитической ориентацией, мы видим как отношения ЕС и России впервые вошли в фазу достаточно резкого противостояния. Никогда по другим вопросам такого противостояния не возникало», - указывает он.
По словам эксперта, стало очевидно, что в 2014 году не будет подписано соглашение о безвизовом режиме между Россией и ЕС. «Как только разразился украинский кризис, российской стороной, которая, видимо, получила информацию от европейской, было заявлено о том, что никакого соглашения в 2014 году подписано не будет", - напоминает он.
Кроме того, Тэвдой-Бурмули обращает внимание на то, что происходит на Дальнем Востоке, где в новую фазу перешел латентный конфликт между Китаем и его соседями. Не все спокойно и в Арктике, на которую ведущие державы мира стали предъявлять все возрастающие претензии в виду предстоящего сокращения уже имеющихся в их распоряжении природных ресурсов.
В следующем году нас поджидает много рисков, предупреждает Исраэль Шамир. «Нет ощущения, что впереди у нас легкое свободное плавание в безопасных водах. Перед Россией стоит масса вызовов – и на Тихом океане, и на Ближнем Востоке, и в Восточной Европе. Буквально со всех сторон. Каждый раз решение будет зависеть от силы воли и мудрости российского руководства. Сила воли – мощнейший ресурс, которым Россия сегодня обладает и с его помощью многого можно добиться», - убежден он.
Федор Лукьянов напоминает, что в 2014 году должны быть проведены президентские выборы в Сирии. «Вопрос в том, будет ли Асад баллотироваться, и если да, то выиграет ли он, и будет ли это признано. Непонятно пока, как техническое решение по химоружию может переместиться в сферу политического урегулирования», - отмечает он.
Кроме того, концу 2014 года натовский контингент должен покинуть Афганистан. «Дальнейший сценарий неизвестен. Есть предположение, что покинут не до конца, но все равно силы будут гораздо меньшие. Предстоит понять насколько афганская система, выстроенная при помощи американцев жизнеспособна», - заключает Федор Лукьянов.