«Хорошистов» смыло «второй волной»

08 августа 2013 / 20:57

10 августа завершается так называемая вторая волна набора абитуриентов в вузы, после чего приемные комиссии закрываются на год. Обычно вторая стадияприема, предназначенная для распределения абитуриентов по вузам по остаточному принципу, проходит достаточно интенсивно. Но только не в 2013 году. Оказалось, что очень многие высшие учебные заведения умудрились практически полностью укомплектоваться уже в «первую волну». Это необычное обстоятельство вкупе с рядом показательных инцидентов уже стало основанием для скандалов с коррупционным душком. Как оказалось, ЕГЭ, введенный, чтобы уровнять всех абитуриентов страны и отнять у вузов коррупционные соблазны, не столь совершенное оружие. Лазейки по-прежнему есть.

Итак, система единых госэкзаменов в свое время была призвана ценой «уравниловки» абитуриентов уничтожить коррупционную составляющую при поступлении в наиболее престижные вузы страны, и, соответственно, дать жителям всех регионов страны – бедным и богатым - одинаковые возможностях при поступлении в вуз. Недавно с той же целью были лишены льгот сразу несколько категорий поступающих, например, медалисты. Некоторые привилегии остались лишь у инвалидов, бывших военнослужащих, участников крупных учебных олимпиад, так называемых целевиков - которых предприятие или регион направляет на учебу в вуз с расчетом, что он вернется обратно и будет работать именно там. Остальные поступают на равных условиях. Дополнительные испытания позволено проводить лишь нескольким ведущим вузам страны, расположенным в Москве и Санкт-Петербурге.

Для того чтобы абитуриенты распределялись по вузам более или менее равномерно прием проводится в две волны. По закону подавать документы можно сразу в несколько вузов, однако для зачисления необходим оригинал аттестата. Для тех, кто понадеялся на один вуз, но прогадал – проводится «вторая волна». Абитуриент может отнести аттестат в одно из учебных заведений, на которое он также претендовал и в котором остались свободные места.

Однако и такого скудного набора правил, как оказалось, достаточно для манипуляций.

Например, Российский студенческий союз (РСС) недавно обратился в Генпрокуратуру России, Минобрнауки России и Рособрнадзор с подозрениями в отношении шести российских вузов якобы набравших уже в «первую волну» слабых абитуриентов в ущерб более сильным. В письме речь шла о Вологодском государственном техническом университете, Московском техническом университете связи и информатики, Томском государственном университете, Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, Тольяттинском государственном университете, Ярославском государственном техническом университете.

Артем Хромов, глава Российского студенческого союза говорит: «Так получилось, что некоторые учебные заведения или по всем специальностям или по некоторым просто не стали ждать, пока абитуриенты, имеющие хорошие баллы, принесут оригиналы аттестатов и зачислили тех, кто имел подлинники документов, хотя и проигрывал по числу баллов».

«Теперь ребята, которые намеревались поступать во втором этапе, рассматривая несколько вузов для поступления – для этого и были созданы конкурсные условия – в эти заведения не могут поступить. Таким образом получается, что учебные заведения нарушают конкурсные процедуры», - пояснил суть претензий студенческий правозащитник. Эксперт: Хромов Артем Михайлович

Решить эту проблему в РСС предлагают за счет вузов, которые должны будут из своего кармана оплатить учебу абитуриентам, которым полагались места «второй волны».

Подтверждает, что такие схемы вполне возможны и заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член фракции «Справедливая Россия» Виктор Шудегов. По его словам, по-прежнему многие считают возможным давить на ректоров, уговаривать их, подкупать, подбивая как-то помочь тому или иному абитуриенту.

«К нему (ректору – ред.) идут ходоки, просят за поступающих, вознаграждение предлагают. И придумываются разные схемы, как протаскивать конкретных абитуриентов, - рассказывает депутат. - Раньше это были так называемые ректорские списки, когда ректор договаривался с председателем экзаменационной комиссии, без ведома которого нельзя было ставить оценку «2» или «5». И вот если председатель получал команду не заваливать того или иного абитуриента он мог это сделать. Сейчас это делается не в такой степени как раньше, но всевозможные махинации с аттестатами проводятся».

«Лазейки остались. Это место для работы правоохранителей и Рособрнадзора», - добавляет депутат.

Еще одна проблема – так и не снятый вопрос коррумпированности самого ЕГЭ. Да, благодаря введению единой формы госэкзаменов вузы отныне не могут свободно определять, кого им брать, а кого нет. В лучшем, случае им остаются теневые схемы, как, например, описанная выше. Однако теперь сам ЕГЭ стал предметом пристального внимания тех, кто хочет «упростить» себе поступление.

Каждый новый год сдачи ЕГЭ по всей стране сопровождается множеством скандалов: где-то ученикам помогали учителя, где-то комиссия закрывала глаза на шпаргалки и интернет, где-то вовсе за выпускников все решили. В этом году было и новшество – ответы на часть заданий оказались в открытом доступе. Этим преимуществом воспользовались прежде всех жители западной части страны. Они узнавали ответы от школьников с Дальнего Востока, которые экзамены сдавали на 8-10 часов раньше.

«Судя по тому, что было в июне-июле – ситуация абсолютно очевидна. Эта система абсолютно ужасная. Она не может защитить от мошенничества, и это доказано в этом году», - говорит о сложившейся ситуации член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов.

С ним совершенно не согласен Артем Хромов: «Введение ЕГЭ увеличило мобильность и прозрачность приемной кампании». Проблема, с его точки зрения, сосредоточена в вузах, а не в институте единого госэкзамена:

«Вопрос заключается в том, готово ли государство жестко бороться за неукоснительное соблюдение правил приема даже там, где речь идет об очень известных вузах». Эксперт: Хромов Артем Михайлович

Шудегов считает, что все сомнения относительно честных или нечестных результатов ЕГЭ можно снять, если ввести дополнительные вступительные испытания во всех вузах, а не только избранных. Лучше всего - устное собеседование, которое, по крайней мере, отсеет тех, кто откровенно проплатил свое ЕГЭ и реально совсем не разбирается в предмете, который якобы сдал на «отлично».

Сегодня стало известно, что во всех вузах, в которых в эту абитуриентскую кампанию Рособнадзор проводил проверки, были обнаружены нарушения порядка приема граждан. Административные дела возбуждены в отношении 70 учебных заведений из 15 субъектов федерации.

Архивный материал.
Введение ЕГЭ увеличило мобильность и прозрачность приемной кампании / читать
В вузовской коррупции замешаны все – и родители, и выпускники, и работники образования / читать
Проблемы возникли из-за объявленного заранее проходного балла / читать