Гольяновский анклав

08 июня 2013 / 15:12

Создание так называемого выездного центра временного содержания в столичном Гольяново оживило споры о путях решения "миграционной проблемы". Одни эксперты полагают, что данное "анклавное поселение" абсурдно и представляет угрозу для безопасности как граждан, так и страны, другие отмечают полную неподготовленность стационарной инфраструктуры для пребывания нелегальных переселенцев в ожидании ими своей дальнейшей судьбы.

Накануне председатель общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Цветков попытался успокоить общественность, заявив, что 614 нелегальных мигрантов в "выездном центре" не испытывают особых проблем.

По его словам, нелегалы, подавляющее большинство которых - граждане Вьетнама, имеют сейчас лучшие условия жизни в лагере, нежели они имели бы, находясь в центрах временного содержания.

Тем временем до конца года в России до 43 вырастет число спецприемников для мигрантов, нарушивших законы РФ и ожидающих выдворения.

Генеральный директор Межгосударственного миграционного центра при РСПП Сергей Ткачук заявил в интервью Центру политического анализа, что палаточный городок в Гольяново выглядит совершенно ужасно. "Непонятно зачем этот лагерь вообще нужен. Суды работают и могут принять решение о депортации того или иного иностранного гражданина. Если в бюджете нет денег, то вопрос решается довольно просто – оформлением страхового полиса. Нелегала поймали, денег у него нет – страховая компания оплачивает его отъезд", - убежден он.

По словам Ткачука, он предлагал этот вариант главе ФМС Константину Олеговичу Ромодановскому на одном из круглых столов, но получил ответ, что бюджета на эти цели достаточно и служба этот бюджет даже не выбирает в полной мере. "Сейчас оказывается, что денег на депортацию уже недостаточно. Как же так? Ромодановский заявляет, что денег хватает, а все остальные чиновники говорят наоборот", - недоумевает Ткачук.

По мнению гендиректора Межгосударственного миграционного центра Союза промышленников России, ФМС создает анклавные поселения из мигрантов, что может привести к непредсказуемому результату. "Конечно, все надеются, что нашу страну эта участь минует, но внутри лагеря наверняка найдутся застрельщики беспорядков. Создание таких поселений становится серьезной угрозой для безопасности государства", - предупреждает он.

Миграция в России, отмечает Ткачук, представляет собой чисто политический вопрос. "Чиновники не задумываются над тем, что работодатель привлекает иностранцев именно на работу, а ограничение квот приводит к созданию нелегального рынка труда. Чиновники создали нелегальный рынок труда, а теперь с ним "успешно" борются. Ничего другого здесь нет. Сначала создают нелегалов, а потом ведут с ними борьбу. Практически все приехавшие в Россию иностранные граждане через некоторое время становятся нелегалами: въехать то можно, но получить нормальные документы практически невозможно (во-первых, это дорого, во-вторых - достаточно сложно). В результате все становятся нелегалами, а уезжать никто не хочет", - указывает он.

Декан факультета "Международный институт государственной службы и управления" РАНХиГС при президенте РФ Игорь Барциц пояснил Центру политического анализа, что лагерь в Гольяново стал следствием того, что Россия заранее не озаботилась формированием инфраструктуры для размещения нелегальных мигрантов по примеру Европы. "Хотя история с самоубийством в Голландии россиянина Александра Долматова говорит о том, что условия пребывания в этих лагерях везде далеки от идеала и нуждаются в усовершенствовании. Другое дело, что в европейских странах подобные заведения являются стационарными и обеспечены всеми необходимыми минимальными удобствами. В то же время в период массовых нашествий нелегальных мигрантов прибегают к форме палаточных городков", - рассказал он.

Барциц не думает, что в действиях ФМС есть политическая компонента. "Если она и существует, то связана с накопившейся усталостью москвичей от мигрантов. Ведь нередко, приезжая в Москву, мигранты "приходят в чужой монастырь со своим уставом". То есть не пытаются интегрироваться, а ведут себя в соответствии с собственными традициями. Усталость, безусловно, существует, но сводить все к тому, что накануне выборов кто-то хочет потрафить определенным настроениям, я бы не стал", - отмечает он.

Эксперт также указывает на необходимость четко разделять нелегальную миграцию из-за рубежа и сложности с гражданами, приехавшими в Москву, из тех или иных регионов. "Надо четко понимать, что Российская Федерация – единая страна с единым статусом человека и гражданина. Нельзя ставить на одну носку нелегалов из-за рубежа с нарушителями паспортного режима из РФ. Недопустимо граждан РФ, не совсем устраивающих кого-то цветом волос или формой носа, штабелями укладывать лицом в асфальт и пинать на основании нахождения их на рынке или ином не самом интеллигентном и душевном месте. Это приводит к осложнению межнациональных отношений и росту ксенофобии, а также росту антигосударственных настроений среди определенных этносов. Сотрудники ФМС и других правоохранительных органов должны очень взвешенно и деликатно подходить к таким ситуациям", - подчеркивает он.

Депутат Госдумы Татьяна Москалькова предлагает ограничить квоты на трудовых мигрантов или ввести мораторий на их привлечение.

"Это связано с тем, что напряженность в отношениях с мигрантами достигла апогея. Последние эпизоды с участием мигрантов переполнили чашу и вызвали серьезную реакцию", - сообщила она Центру политического анализа.

По ее словам, нужно внести коррективы в миграционную политику и поднимать престиж рабочих профессий. "Если мы сейчас снимем со строек всех мигрантов, то ситуация получится не самая лучшая. Палаточный городок – аномалия для нормального общества и является детонатором общественного спокойствия", - заключила она.

Архивный материал.
Создание таких поселений становится серьезной угрозой для безопасности государства / читать
Мигрант вправе рассчитывать на человеческое отношение / читать
Палаточный городок – аномалия для нормального общества / читать