На сегодняшнем заседании Генсовета «Единой России» в должности «главного идеолога» партии будет утвержден один из заместителей секретаря Генсовета Сергей Железняк. Его предшественники и коллеги поделились с Центром политического анализа своим видением этой работы: рассказали, зачем в партии нужна эта должность, какой «арсенал» будет в руках Железняка и где проходит грань между партийной идеологией и политтехнологией.
С самого момента создания «Единой России» в ее руководстве был человек, отвечающий за формирование идеологем. В разные годы это была разная должность, в зависимости от структуры исполнительных органов партии и конкретной личности в неформальной иерархии единороссов.
В самом начале 2000-х за идеологию в партии отвечал известный политтехнолог Андрей Богданов. С 1999 года он был главой управления общественных связей ЦИК «Единой России», в 2002-2003 годах членом Центрального политического совета партии. В 2003 «штатным идеологом» стал заместитель главы ЦИК партии, бывший политтехнолог СПС, гендиректор рекламного агентства «Контакт-медиа» Эльдар Янбухтин. С 2005 по 2007 годы на той же позиции зампредседателя ЦИК партии идеологией занимался известный PR-менеджер Константин Костин. В 2008 году он перешел на работу в администрацию президента.
Идеологом партии был и бывший замглавы управления внутренней политики АП Алексей Чеснаков. В 2010 году он стал председателем Общественного совета Президиума Генсовета «Единой России» по взаимодействию со СМИ и экспертным сообществом. Затем его функции перешли к другому замсекретаря Генсовета - Андрею Исаеву, и вот теперь переходят к Сергею Железняку.
Отметим, что периодически в партии работали сразу несколько функционеров, отвечающих за идеологию. Однако, как правило, они занимали разные должности и отвечали за разные спектры этой работы. В разное время к идеологической работе партии был причастен нынешний министр культуры, высокопоставленный единоросс Владимир Мединский (2004-2005 года), журналисты Андрей Добров, Андрей Сафронов и известный телевизионный ведущий Иван Демидов (2008-2009 год), политтехнолог и философ Алексей Чадаев (2010 год).
Обычно смена ответственных за идеологическую работу проходила без сенсаций. Однако последняя кадровая перестановка наделала много шума, во многом из-за широкой известности предшественника Железняка Андрея Исаева. Он весьма органично смотрелся на этой должности, часто выступал в СМИ, успешно полемизировал с противниками партии. Его профессиональные качества после «дуэли» на радио хвалил и главный борец с «Единой Россией» Алексей Навальный. Однако Исаев вынужден был уйти из-за публичного инцидента с его помощником. Спустя несколько дней после этого неприятного случая, единоросс объявил, что покидает все посты в партии.
Железняк также человек публичный, его уже давно причисляют к основным спикерам партии, однако по стилю он сильно отличается от своего предшественника. Если Исаев по своей риторике и декларируемым взглядам полностью соответствовал имиджу профсоюзного деятеля (параллельно он занимает пост замглавы Федерации независимых профсоюзов России), то Железняк - выходец из рекламного бизнеса, в прошлом гендиректор компании News Outdoor Russia. Он тщательно подбирает слова, использует дипломатические методы, старается избегать жестких заявлений.
Впрочем, все опрошенные Центром политического анализа предшественники Железняка и его нынешние коллеги утверждают, что роль личности хоть и существенна для поста идеолога «Единой России», но критического значения все же не имеет. Дело в том, что базисом партийной идеологии являются постулаты, заложенные еще при создании партии Владимиром Путиным, и они незыблемы.
«Надо понимать, что «Единая Россия» - партия, основанная президентом Владимиром Путиным, и она по своей сути остается пропрезидентской, реализуя политику главы государства. В этом смысле идеология «Единой России» напрямую связана с политикой, которую проводит действующий президент
Вторит ей и Андрей Богданов: «Идеолог всех процессов в «Единой России» - сам Владимир Путин, все остальные - тактики высокого или низкого уровня принятия решений».
Впрочем, есть и основные принципы, которыми партийные функционеры должны руководствоваться, например, выступая с той или иной инициативой.
«Безусловно, «Единая Россия» - это консервативная партия, которая находится в центре. Это базовые вещи, киты: с одной стороны открытая страна и рыночная экономика, с другой – патриотизм и социальная стабильность. Это не менялось с самого момента появления партии», - перечисляет глава Фонда развития гражданских инициатив Константин Костин.
Чуть иначе «китов» описывает Баталина.
«Единая Россия» является партией народного большинства, защищающей единство нашей многонациональной страны, ее суверенитет. Наши приоритеты – устойчивое, стабильное развитие страны, защита национальных интересов, повышение качества жизни людей», - говорит она.
Несмотря на то, что «штатный идеолог» существенно ограничен в возможностях «китами» и основами, а единая концепция в партии вырабатывается коллегиально, в его руках, тем не менее, остается достаточно инструментов для работы. Как объясняет Баталина, идеолог «обеспечивает реализацию, «расшифровку» этой идеологии в основных стратегических документах, предвыборных программах, в политически значимых документах, которые принимает «Единая Россия».
«В идеологической позиции партии могут добавляться новые аспекты по отдельным вопросам, которых ранее партия в своей работе не затрагивала, это и есть одна из ключевых задач заместителя секретаря по идеологии», - добавляет Ольга Баталина.
Еще более широкий круг обязанностей описывает Костин. По его словам, на замсекретаря по идеологии лежит как стратегическая работа (например, по подготовке предложений в комиссию, которая готовит уже свои предложения по обновлению программы партии), так и тактическая: отработка нюансов конкретной избирательной кампании, работа с повесткой Госдумы, контроль над соответствием законопроектов партийцев базовым «идеологическим китам» «Единой России».
«Не говоря уже о том, что выработка партийной позиции по всем вопросам текущей политической повестки - это тоже идеологическая работа, крайней важная и сильно влияющая на имидж партии и на отношение к ней избирателей»
Впрочем, предполагает должность идеолога и издержки. Дело в том, что «Единая Россия» позиционирует себя как правящая партия и подчеркивает согласованность своих действий с командой президента. Поэтому зачастую, вынуждена отражать в своей публичной работе не только собственные идеологические постулаты, но и общегосударственную повестку, которая не всегда на 100% соответствует электоральным ожиданиям избирателей «Единой России». Здесь, по мнению некоторых экспертов, скрывается основная сложность работы идеолога.
«Жесткая идеология опасна в том смысле, что, если последовательно ее проводить, то в какой-то момент то, что произносится – нравится большинству, а в какой-то момент, наоборот – резко не нравится. Но политик все равно продолжает об этом говорить, потому что это его идеология, и он последователен в ее проведении. Такой политик допускает, что в какой-то момент он может оказаться в большинстве, а в какой-то – от него значимая часть избирателей может отвернуться, но это не повод менять взгляды. Идеолог все равно будет считать, что он прав», - делится своим видением ситуации политтехнолог и один из бывших «идеологов» ЕР Алексей Чадаев.
В этом плане Андрей Исаев еще сильнее отличается от Сергея Железняка. Первый, по мнению Чадаева, в большей степени идеолог, приверженец идеологии людей труда, поэтому ему было сложно работать с либеральной частью партии. А второй - в большей степени политтехнолог и способен учитывать интересы всех идеологических групп в партии.Позитивно оценивает перспективы Железняка и Константин Костин.
«Что касается Сергея Железняка, то он вполне квалифицирован для этой работы и сможет привнести в нее что-то свое, что-то новое, какие-то интересные подходы. Но и работу Андрея Исаева я оцениваю очень высоко», - говорит Костин.