Тот случай, когда торопиться не надо

11 марта 2015 / 13:44

Трагедия в небе над Синайским полуостровом не оставила равнодушным практически никого в мире. Загублены 224 души ни в чем не повинных людей, в том числе еще только начавших жить детей

Однако именно это обстоятельство требует найти и наказать — если кого будет наказывать — виновных. Начато расследование с участием не только российских и египетских экспертов, но и специалистов из Франции, где злополучный А-321 был построен, и Ирландии, откуда авиалайнер поступил в лизинг в российскую «Когалымавиа».

Наиболее вероятных версий, как и ожидалось, несколько. Среди них и террористический акт — либо самолет сбили, либо на его борту заложили бомбу. Такой версии, судя по всему, придерживаются и в «Когалымавиа». Единственной возможной причиной крушения А-321 «может быть механическое воздействие на воздушное судно», — заявил заместитель генерального директора авиакомпании по летной работе Александр Смирнов. По его словам, «нет такого сочетания отказов систем, которые могли бы привести разрушению самолета в воздухе». Последнее обстоятельство, кстати, уже не вызывает сомнений — характер того, как обломки лайнера упали на землю, подтверждает именно вариант о том, что летательный аппарат развалился на части еще в полете. Иными словами, представители «Когалымавиа», не произнося это слово вслух, говорят, тем не менее, о теракте. Возможно ли такое? Пока подтверждающих подобную версию фактов нет. Однако в СМИ уже появляются утверждения о вероятности того, что А-321 рухнул в результате злонамеренных действий. Давайте разберемся в этих информационный вбросах.

Район Эль-Хасна, где на площади в несколько десятков квадратных километров разбросаны остатки и останки, находится в 100 км к юго-востоку от столицы Северного Синая, на котором уже долгое время идет масштабная военная операция против боевиков из группировки Ансар бейт аль-Макдис, присягнувшей на верность запрещенному в России Исламскому государству. Не случайно, что практически сразу же египетское отделение террористической группировки заявило, что, как передало AFP, оно берет на себя ответственность за крушение лайнера на Синайском полуострове. Британская Би-би-си уточнила, что заявление от имени группировки появилось в мессенджере Telegram. Соответствующее утверждение боевиков также было опубликовано в социальных сетях, используемых сторонниками террористов, а также на интернет-портале, который активно используют экстремисты в информационных целях, добавило информации агентство Reuters. Однако, как заявляли египетские и иные эксперты, у террористов в принципе нет оружия, способного подбить самолет на высоте 9 450 метров, которую успел за 23 минут набрать А-321. Могли ли они его получить недавно? Как пояснил в этой связи британский военный аналитик Пол Бивер, это очень серьезное оборудование, для эксплуатации которого требуется серьезная подготовка, и, к тому же, его не так просто использовать таким образом, чтобы оно осталось незамеченным для спецслужб и военной разведки, достаточно плотно контролирующих Синайский полуостров. Хотя директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер сказал, что он считает причастность ИГ «маловероятной, но я ее не исключаю».

Таким образом, версия о сбитом лайнере или, приводя слова представителей российской компании, внешнем «механическом воздействии», пока не тянет на достоверную. Тем не менее, на днях авиакомпании Air France, Lufthansa и Emirates в качестве меры предосторожности приняли решение избегать полетов над Синайским полуостровом. Представитель российской компании «Аэрофлот», в свою очередь, заявлял, что самолеты перевозчика не летают над этим районом Египта, а вот «Уральские авиалинии» скорректировали маршруты, уведя их в сторону от северной части полуострова.

А что можно сказать не о внешнем, а о внутреннем воздействии, то есть бомбе на борту? Через кордоны служб безопасности сегодня в аэропорту практически любой страны пронести такую «адскую машинку» практически невозможно. Однако вокруг самолета на летном поле работает целый ряд служб (погрузка багажа, доставка бортового питания, заправка топливом), сотрудники которых теоретически в силу человеческого фактора (может, их не так строго досматривают) могли бы осуществить подобную закладку. Однако фактов, подтверждающих такую версию, нет. Чего не скажешь о предположениях. Так, эксперты американской аналитической компании Stratfor высказали мнение, что, «учитывая маловероятность других версий, наиболее правдоподобной причиной падения самолета представляется наличие взрывного устройства на борту». Они аргументируют против технических неполадок на том основании, что из-за неполадок на борту большинство инцидентов случаются в момент взлета или посадки, а не спустя 23 минуты после удачного взлета, как это случилось с А-321. Но опять же пока мнение.

Как бы там ни было, но, как сказал официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, говорить о приоритетных версиях причин крушения можно лишь после расшифровки «черных ящиков» и проведения экспертиз. «Следственный комитет рассматривает, как и в любой авиакатастрофе, все версии, не исключая ни одной», — подчеркнул он.

Из последних новостей по теме. «Эксперты обнаружили в зоне катастрофы элементы, не относящиеся к конструкции самолета», — сказал информированный источник ТАСС в Каире. «Они направлены на экспертизу», — добавил еще один собеседник Агентства… Американский спутник, работающий в инфракрасном диапазоне, в момент катастрофы А-321 зафиксировал над Синайским полуостровом тепловую вспышку, «одной из причин которой мог стать взрыв бомбы», сообщил телеканал Си-би-эс, однако добавил, что «есть вероятность и того, что это был взрыв в топливном баке или двигателе, произошедший в результате механической неисправности». Это как бы намек представителям российской компании о том, что внешнее механической воздействие все же могло быть и в результате катастрофической неполадки на борту.

…Расследование таких трагедий — дело сложное. И именно следователи должны — и имеют на это право — отметать или выдвигать версии. Понятно, что «Когалымавиа» дорога честь мундира. Однако даже это обстоятельство не может быть аргументом для представления публично собственной «однозначной» версии. Так что, давайте не торопиться и не делать скоропалительных выводов — ведь это именно та ситуация, когда заниматься этим не следует. Подождем хотя бы до расшифровки «черных ящиков»…


тэги
катастрофа; 
ИГИЛ; 
авиакатастрофа; 

читайте также
Три четверти жителей России поддержали запрет на полеты в Египет
О позиции властей
О крушении российского лайнера на Синае
Открыта горячая линия по поддержке пострадавших российских туристов
Большинство жителей России не верят в случайность катастрофы над Синаем