Школьное образование в России на протяжении нескольких столетий всегда отражало тенденции развития общества
Не касаясь дореволюционных времен, что заведет нас слишком далеко, можно вспомнить, что в 1920-е годы Всевобуча это была "единая трудовая школа", далее в 1930 - 1950-е годы догоняющего индустриального развития - "советская политехническая школа". В 1960 - 1970-е годы она была дополнена передовыми физико-математическими и языковыми специальными школами. Образование в школе было, в основном, подчинено научным, производственным, конструкторским и технологическим задачам индустриального этапа развития страны.
В 1980 - 2000-е годы направление изменилось: новый мир требовал новых типов работников и освоения иных профессий. Образование реагировало на запрос времени - появились лицеи и гимназии, нацеленные на подготовку юристов, экономистов, менеджеров, работников государственного и муниципального управления, а также разного рода будущих "граждан мира".
Не прошло это веяние в 1990-х годах и мимо первых двух созывов Московской городской Думы: именно под ее эгидой Департаментом образования города Москвы вместе с работниками Народного Пушкинского фонда, возглавляемого академиком Д.С. Лихачевым, а также специалистами из МГУ в 1999 году был создан Пушкинский лицей, который призван был развивать традиции Царскосельского (Александровского) лицея времен А.С. Пушкина в части подготовки будущих деятелей государственной власти и управления, сознательных и культурных граждан нашего Отечества.
Будучи одним из инициаторов создания лицея, я на протяжении 20 лет возглавлял в нем попечительский и управляющий советы. Надо отметить, что данный лицей (сегодня это Пушкинская школа № 1500) стал одним из лучших учебных заведений города и страны в 2000-х годах и сегодня в новом формате продолжает свою работу.
Действительно, направленность школьного и прочего образования на государственное управление, экономику, право, менеджмент и регионоведение было в начале нулевых годов относительно новым. Но вот прошло более 20 лет, и в Москве, и по всей стране созданы сотни школ "практического гуманитарного направления", поставляющих студентов на факультеты и кафедры экономики, управления или права ряда вузов различного уровня. А жизнь идет, ставит новые задачи, и времена меняются.
Сегодня Россия, еще недавно отставание которой казалось некоторым скептикам необратимым, вышла на новый уровень развития науки и техники, ее успехи в освоении космоса, создании систем связи, в информатике, робототехнике, искусственном интеллекте, в энергетике, в том числе, ядерной, в новых материалах и технологиях, в фундаментальной медицине, биотехнологии, авиации, кораблестроении, в освоении минеральных ресурсов, создании военной техники очевидны, и это только начало. Вера в будущее страны не подвела нас тогда, не подведет и впредь.
Однако новые времена требуют новых работников, новых направлений и подходов в школьном образовании, которое неизбежно должно будет в значительной мере повернуться лицом к фундаментальным программам в области классической математики, современных физики, химии, биологии, медицины, информатики и науках о Земле. И это касается сегодня не только специальных физико-математических школ, гимназий или лицеев, но и всего массива отечественного школьного образования, не исключая и ряда созданных в прежние годы гуманитарных или языковых школ, где также возможен переход к такому многопрофильному образованию.
Как мы в 1990-е годы прошлого века видели необходимость создания школ и классов практических гуманитарных направлений, так сегодня отчетливо прослеживается запрос на фундаментальные естественнонаучные знания и современные инженерные кадры. "Политехническая школа" возвращается на новом уровне, это веяние времени, потребность государства и общества.
Возвращаясь от общего взгляда к частному примеру, хотя и весьма показательному, в некогда чисто гуманитарной, экономико-правовой и филолого-исторической Пушкинской школе № 1500 также ощущается запрос на развитие данных направлений. Сегодня в старших классах, кроме классических гуманитариев и будущих практиков в сфере экономики и управления, появились также будущие физики и медики, и это только начало. Мы видим в недалеком будущем физико-математический, инженерный, химико-биологический и медицинский классы в нашей старшей школе.
Полагаю, что целому ряду существующих языковых и гуманитарных школ в Москве и других городах целесообразно также начать развивать параллельно математические, естественнонаучные, технические и медицинские направления. Ведь хорошо известно, как важно будущим ученым владеть хорошим русским языком, знать английский, иметь представление об истории страны, ее культуре, экономике и праве. Это то, что может на базовом уровне дать ученикам гуманитарная школа. Гуманитарное и естественнонаучное направления взаимно обогащают друг друга, не только "физики" и "лирики", но и будущие медики, юристы, филологи и инженеры, находясь вместе во взаимодействии, в том числе неформальном, достигают больших успехов в своем развитии, нежели "варясь в собственном соку". На этом принципе строится университетское образование, такой подход полезен также и в старшей школе, он уже воплощается на таких образовательных площадках как "Сириус" и в целом ряде других по стране.
Но это не единственное веяние времени. Сегодня также на первый план выходит воспитательная составляющая школьного обучения, в первую очередь, воспитание ребенка как гражданина нашей страны. Роль в этом процессе преподавания русского языка и литературы, истории и краеведения неоспорима и очевидна. Но при этом нельзя забывать о фундаментальном, в первую очередь, об отечественном конституционном праве, особенно в свете обсуждения и принятия в 2020 году изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации, задавших на долгие годы направление развития России. Право по своей природе во многом не только общечеловечно, оно также и национально, связано с функционированием конкретного государства, с развитием нашего общества, как с правами и свободами человека, так и с правами и обязанностями гражданина России. Нельзя недооценивать роль конституционного права России в деле воспитания ее будущего гражданина. Углубленное изучение права в курсе обществознания или в специальных курсах - запрос общества ко всей средней школе, а школы гуманитарного направления, такие, как Пушкинская школа, могут и должны быть лидерами в новых подходах к воспитанию гражданина России, в том числе, через углубленное изучение основ отечественного права и российского государства. Еще Платон сказал, что ничто так не совершенствует человека, как наука о законах. Человека и гражданина, уточним и добавим сегодня мы.
И третий запрос времени: правовая, экономическая и информационная структура российского общества, особенно в столичном регионе, меняется стремительно. Возникают новые и новые сферы деятельности, куда вступают сотни тысяч и миллионы людей - микрокредиты, ипотечные схемы, инвестирование в ценные бумаги, коммерческие программы оздоровления и обучения, а также многое другое, что часто приводит людей, особенно старшего поколения, в растерянность, а их участие в этой деятельности - к потерям и разочарованиям. Многие становятся жертвами агрессивной рекламы, недобросовестных предпринимателей, а то и просто мошенников. Школа сегодня обязана адаптировать учащихся к новым реалиям, научить их использовать новые возможности социума с умом и расчетом, защитить от непродуманных решений и мошеннических схем. Это важно не только для них самих, но и для их старших родственников, которых они смогут научить простым правилам экономической и правовой безопасности в сложной и агрессивной деловой среде, что особенно важно в городе Москве.
Итак, видны актуальные запросы общества к системе школьного образования, особенно выраженные в городе Москве:
- научно-стратегический, направленный на дальнейшее развитие физико-математического, естественнонаучного, инженерно-технического и медико-биологического направлений образования в старших классах с привлечение к этому также гуманитарных школ;
- общественно-политический, направленный на воспитание будущего гражданина России, с акцентом на изучение фундаментальных основ российского государства и права, где просматривается особая роль передовых, уже существующих школ гуманитарного направления с последующим распространением опыта преподавания и воспитания на все школьное образование;
- охранительно-практический, направленный на адаптацию молодых людей в сложной социально-экономической и административно-деловой среде, особенно в городе Москве и больших городах, с последующим распространением ими полученных знаний в семьях и малых группах общения, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности и разумного использования новых возможностей ими самими и их близкими.
Все эти три направления, полагаю, можно будет развивать, в том числе, в виде пилотных проектов на образовательных площадках, таких, как Пушкинская школа, с последующим расширением опыта применения на другие общеобразовательные средние учебные заведения.