Гибель главы Total: всем хуже

22 октября 2014 / 02:45

После гибели де Маржери, как полагают некоторые аналитики, Соединенным Штатам удастся склонить Total к тому, чтобы отказаться от продолжающихся пока поставок в РФ оборудования для добычи нефти и газа

Гибель в московском аэропорту «Внуково» единственного пассажира и трех членов экипажа небольшого коммерческого самолета стала трагедией не только для семей погибших. На борту нелепо разбившегося самолета находился глава французской компании Total Кристоф де Маржери, возвращавшийся на родину после проходившего под председательством главы правительства РФ Дмитрия Медведева заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям. Маржери был одним из немногих крупных западных бизнесменов, который активно и открыто выступал против антироссийких санкций Запада и за продолжение сотрудничества с Москвой. Сожалеют все — и в компании Total, и в российской столице, и в мире бизнеса, так как совершенно ясно, что и без того непростые экономические отношения России и западных стран станут хуже только потому, что у противников санкций не стало сильного лидера. И на этом фоне США смогут-таки заставить Total если не полностью уйти из России, то резко снизить уровень сотрудничества с ней.

Голос здравого смысла

Кристоф де Маржери возвращался в понедельник из Москвы в Париж. В российской столице он принимал участие в заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям, которое проводил российский премьер Дмитрий Медведев. В своем выступлении, текст которого попал в распоряжение журналистов уже после гибели бизнесмена, он заявил, что хотел бы продолжения сотрудничества с Россией и видел своей целью восстановление «стабильной, мирной экономической среды» между РФ и странами ЕС.

Глава Total подчеркнул, что уважает введенные Западом санкционные ограничения в отношении РФ и «ни при каких обстоятельствах не пойдет против закона», то есть подчинится санкциям.

При этом он сказал, что считает бизнес «позитивной силой, каналом для диалога и путем к взаимопониманию». «Как таковой, и особенно во времена трудностей, бизнес нужно защищать и стимулировать. Сегодня происходит обратное: бизнес в заложниках у политиков», — добавил он, призвав «сделать все необходимое, чтобы исправить ситуацию».

Де Маржери был одним из немногих крупных западных бизнесменов, кто решился приехать в мае этого года в Санкт-Петербург на Международный экономический форум. По словам главы Total, он никак не мог не принять участие в форуме, который ранее регулярно посещал, потому что это стало бы политическим шагом. «А мы вне политики», — заявил он. Тогда же глава французского концерна указал на то, что санкции не влияют на его личные отношения с российскими партнерами, но могут негативно сказаться на бизнесе. «Total работает в России 20 лет в нефтегазовом бизнесе и не намерена сворачивать свою деятельность. Пока нет санкций, компания будет работать. Но если будут введены санкции, Total будет вынуждена выйти из проектов, так как нужно исполнять законы», — сказал де Маржери.

Будучи в первую очередь бизнесменом, глава Total отстаивал в первую очередь интересы бизнеса, продолжая вести дела с Россией. После гибели де Маржери, как полагают некоторые аналитики, Соединенным Штатам удастся склонить Total к тому, чтобы отказаться от продолжающихся пока поставок в РФ оборудования для добычи нефти и газа, что, несомненно, нанесет серьезный урон российской нефтегазовой сфере.

Очевидно, что после гибели де Маржери пострадают не только интересы компаний Total и российской «Новатэк», стоимость акции которых после сообщений о катастрофе в Москве существенно снизилась. Это лишь первая реакция. Сторонники энергетической безопасности Европы, в значительной степени зависящей от транзитных капризов Украины, лишились в лице де Маржери очень весомого голоса, в том числе в поддержку строительства очевидно нужного европейскому потребителю газопровода «Южный поток».

Все опечалены

Президент России Владимир Путин был потрясен известием об авиакатастрофе в московском аэропорту Внуково. В послании французскому коллеге Франсуа Олланду глава российского государства назвал Кристофа де Маржери «выдающегося французским предпринимателем, который стоял у истоков многих крупных совместных проектов, заложивших основу многолетнего плодотворного сотрудничества между Россией и Францией в энергетической сфере». Как сообщил ТАСС пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, Владимир Путин давно знал де Маржери, «находился с ним в тесном рабочем контакте». «Президент высоко ценил деловые качества де Маржери, его последовательную приверженность делу развития не только двусторонних российско-французских отношений, но и взаимовыгодной многогранной кооперации в целом», — отметил представитель Кремля.

Соболезнования родным де Маржери и членов экипажа разбившегося самолета выразил также премьер-министр Дмитрий Медведев. В телеграмме премьер-министру Франции Манюэлю Вальсу глава российского правительства отметил высокие личные и профессиональные качества де Маржери, который всегда был «другом и партнером нашей страны» и «откровенно высказывал свою позицию по всем самым острым вопросам». «Нам будет его не хватать», — добавил глава правительства.

В Париже также скорбят о гибели предпринимателя.

Так, президент Олланд охарактеризовал де Маржери как «талантливого и одновременно независимого руководителя», посвятившего свою жизнь развитию группы Total, «которая вошла в число мировых лидеров, и французской промышленности в целом».

«Франция потеряла выдающегося руководителя, капитана промышленности, сумевшего сделать из Total мирового гиганта, а также настоящего патриота», — заявил в свою очередь глава правительства Манюэль Вальс.

Свои соболезнования концерну Total и Франции принесли многие российские и зарубежные бизнесмены, высоко ценившие де Маржери как бизнесмена и человека.

Хуже некуда

О том, как пострадают интересы бизнеса, должны судить в первую очередь экономисты. Однако уже сейчас ясно, что гибель самолета бизнес-авиации Dassault Falcon в московском аэропорту Внуково — удар по репутации российской авиации. Российская сторона, как было заявлено на всех уровнях, сделает все возможное для расследования причин гибели самолета.

Краткое, но вполне откровенное заявление побывавшего на месте крушения самолета замминистра транспорта Валерия Окулова — «раздолбайство, что слов нет» — говорит само за себя.

На взлетно-посадочной полосе не должно было быть оказавшейся там снегоуборочной машины, за которую зацепился взлетающий самолет, это факт.

Приоритетными для следствия, по словам официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, являются версии об ошибке диспетчеров и действиях водителя снегоуборочной машины, который был пьян. «Кроме того, также будут проверены версии неблагоприятных погодных условий и ошибки пилотирования», — подчеркнул он.

Как бы там ни было, катастрофа добавила черной краски в и без того не радужные отношения России и Запада. Если до вечера 20 октября 2014 года западные бизнесмены старались более или менее энергично увещевать своих политиков притормозить с санкциями, вредящими не только России, но и их странам, то теперь их пыл может поубавиться.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
катастрофа; 
Россия; 
Франция; 
ЕС; 
Евросоюз; 
Тоталь; 
Маржери; 

читайте также
Три четверти жителей России поддержали запрет на полеты в Египет
О позиции властей
О крушении российского лайнера на Синае
Открыта горячая линия по поддержке пострадавших российских туристов
Большинство жителей России не верят в случайность катастрофы над Синаем