Мои предложения по реформированию образования в России
В общем, если вкратце и объективно, с позиций то есть не маменьки Гоги Пилюкина, которому обязательно нужно в МГИМО, а тупые училки, натаскивания требующий ЕГЭ и коррумпированные приёмные комиссии не пускают - но в некотором роде остранённо глядящего профессионала, то основная проблема нынешнего российского образования на всех уровнях является, несомненно, его массовость. Даже высшее образование давно перестало быть показателем какой бы то ни было интеллектуальной/социальной избранности - по оценочных данным, в вузы поступает сейчас около 80 процентов выпускников школ. Собственно, все претензии - зачастую справедливые - которые родители имеют к системе в её нынешнем виде, вызваны именно этой массовостью. Требующей, да, не столько туманного императива "научить думать", но единого образовательного стандарта; не столько упора на любого вида штучность подхода, сколько эффективно работающего конвейера; не столько вытягивания вверх, сколько подгонки под шаблон. Уровень абитуриентов, да, безусловно ниже при таком подходе, чем был тройку десятков лет назад, - в силу простого статистического аргумента: среднее качество восьмидесяти процентов лучших, разумеется, ниже качества тридцати процентов лучших, с этими ничего не поделаешь. И да, максимум по стандартизированному экзамену, коим является ЕГЭ, получат фатально не самые умные, но самые натасканные, ибо такова планида всех стандартизированных экзаменов, особенно при российском уровне развития института репетиторов - этих врагов рода человеческого.
Возникает вопрос, а что со всем этим делать. И на него даже де факто отвечает гражданское общество, создавая и окучивая всё новые спецшколки, оазисы элитарности в серости обыденности, не забывая и старых, несмотря на скандалы, интервью, расследования. Так вот, я считаю, это всё дело гиблое и государственное вредное. Единственный тип спецшколок, который можно было бы сохранять - это интернаты колмогоровского типа, для типа ломоносовых из собачехвостсков, прореформировав их предварительно и поставив под строжайший контроль, чтоб попадали туда действительно только ломоносовы и действительно только из собачехвостсков. Остальное среднее образование должно оставаться стадартизированным и вытягиваться наверх только по Капице, только всей громадой, потому что в эпоху массовости иначе никак. И ЕГЭ должен остаться как критерий оценки овладения выпускником стандартом. И пусть по ЕГЭ можно будет и далее поступать в вузы - и так ведь почти все уже поступают, обратно-то за заводы/в колхозы из институтов уже никакого Пилюкина не загонишь, как бы ни был туп. Пусть учится, пока можется. Очень -то долго всё равно не сможется.
Поэтому отборы и отсевы нужны непременно. Но! Несколько раз и несколькими годами позже, чем ЕГЭ. Я предлагаю воспользоваться уже двести лет работающей французской схемой и объявить после второго курса конкурс на поступление в элитный цикл образования (каждому по своей специальности и не по элементарной программе ЕГЭ, а уже пройденных двух курсов института), предоставляющий места лишь, скажем, десяти процентам соискателей. Не прошедшие по конкурсу пусть их продолжают до конца, но дипломы у них будут уже куда менее вкусного и уважаемого образца. Конкурсный экзамен должен быть очень сложным, очень требовательным, максимально деперсонифицированным, желательно, как ЕГЭ, национальным. На этих уровнях репетиторы уже особенно не разгуляются: элементарно сложно будет найти достаточное количество людей, блестяще владеющих программой первых двух курсов профильного вуза. И второй отсев я бы огранизовала уже после окончания, можно вместе с госэкзаменом - уже по программе всех пяти лет обучения. Куда брала бы лишь, скажем, один процент, и сдавшим давала бы автоматом право на занятие каких-нибудь интересных должностей в госструктурах, крупных корпорациях и стратегических НИИ.
В общем, элитный цикл нужен обязательно. Но - позже, но - требовательней, но - длиннее. А до того пусть массы окультуриваются тоже.