Фонд ИСЭПИ во Владивостоке проведет IV «Бердяевские чтения»

14 августа 2015 / 15:58

Форум Института социально-экономических и политических исследований пройдет с 16 по 18 августа на базе Дальневосточного федерального университета.

Об особенностях, целях и ключевых вопросах повестки чтений рассказал в интервью порталу «Политаналитика» Родион Михайлов, заместитель председателя Экспертного совета Фонда ИСЭПИ.

— Для начала напомню историю появления форума «Бердяевские чтения». Первый форум прошел в Подмосковье, и на нем рассматривались вопросы современного российского консерватизма, а также его исторических основ. То есть речь шла об актуализации наследия великих русских мыслителей в контексте современных насущных задач, стоящих передРоссией, и прежде всего осуществление поиска национальных путей её развития, которые показали бы эффективность деятельности страны в современном конкурентном мире. Второй форум проходил в два этапа, в Ялте и Москве, и, разумеется, был посвящен грандиозному историческому событию, свидетелями которого мы все являлись — возвращению Крыма вРоссию, которое рассматривалось как новый этап становления российской государственности. Третий форум проходил в Калининграде под названием «Россия и Европа: диалог о ценностях в пространстве цивилизации». Он был посвящен анализу современного российского консерватизма как культурного барьера, противостоящего разрушению ценностного каркаса европейской цивилизации.

Сейчас мы подходим к четвертому по счету форуму, который состоится во Владивостоке с 16 по 19 августа. К этому времени можно уже дать характеристику такому явлению как «Бердяевские чтения». Череда форумов «Бердяевские чтения» — это не что иное, как процесс самопознания современной России: кто мы, откуда происходим, куда движемся, какие ценности лежат в основе нашей идентичности и какую миссию мы выполняем в этом мире. Это вопросы, которые всегда мучили русское сознание, и сейчас они особенно актуальны. В России процесс самопознания традиционно ведет к необходимости ценностного самоопределения по отношению к Европе, что исторически обусловлено. Этот многовековой вопрос особенно значим сейчас по двум причинам: первая — за одно столетие Россия дважды пережила кризис идентичности, причем самым радикальным образом; вторая — мы живем в эпоху радикальной трансформации европейских ценностей, чему, в том числе, и был посвящен апрельский форум в Калининграде.

Но для России, как для континентального государства, располагающегося между Западом и Востоком, являющегося центром Евразии, не менее важно самоопределение по отношению к Азии, особенно с учетом того, что Азия — это не просто наш сосед и не просто экономический центр, а постепенно формирующийся центр мирового влияния. Именно этим обусловлен выбор места — Владивосток. Это наш крайний на Дальнем Востоке мегаполис, поэтому он станет местом обсуждения тематики нашего форума, в котором, кстати, примут участие не только наши традиционные эксперты, но и видные российские востоковеды, а также эксперты из Китая, Кореи, Японии, Индии, Сингапура и Малайзии.

В рамках форума мы совместно обсудим несколько базовых тем. Во-первых, мы посмотрим на образы Азии в русской культуре, истории, посмотрим на образ России в культуре азиатских стран, постараемся понять, какова современная российская идентичность в восприятии различных стран Азии, как нас понимают и воспринимают сейчас. Во-вторых, мы бы хотели изучить опыт сохранения самоидентификации стран современной Азии с точки зрения того, как политика ускоренного развития и восприятия некоторых демократических стандартов Запада согласуется с политикой сохранения или даже охранения тех ценностей азиатской культуры, которые являются основой национального культурного кода соответствующих стран Азии. На базе собственных традиционных ценностей в ряде азиатских держав были сформулированы уникальные принципы, которые встали во главу угла политики модернизации. Таким образом, развитие данных стран велось с опорой на собственные ценности, собственные уникальные культурные характеристики, что, в конечном счете, и стало залогом успеха реформ. Вот это нам бы и хотелось рассмотреть, изучить, осмыслить, обобщить.

По сути, речь идет о рождении уникального азиатского консерватизма, который можно рассматривать не только как набор конкретных политико-идеологических течений, но и как особый тип мировоззрения, поскольку уважение к традициям — а это первооснова консерватизма — есть отличительная черта азиатского менталитета. В-третьих, мы хотели бы оценить идею «Большой азиатской сборки», то есть перспективу стратегического союза азиатских держав, с точки зрения ее ценностного основания, то есть общности ценностей. Речь идет, прежде всего, о России, Индии и Китае, а также других азиатских странах. Бесспорно, каждая азиатская страна обладает уникальным характером, своей системой ценностей. Кстати, возможно именно это и отличает фундаментально Азию от Европы, в которой последние полвека декларируют именно общеевропейские ценности. И мы хотим понять: а есть ли какая-то общеазиатская ментальная общность? Есть ли культурно-ценностная составляющая «Большой азиатской сборки», этой самой идеи, о которой я говорил выше?

Мы ставим перед форумом некоторые конкретные задачи: во-первых, формирование площадки для интеллектуального диалога с азиатскими державами, построение философского взаимодействия с ними, включение культурологического аспекта подобного рода диалога. Существует много экономических форумов, есть технологическое и военное сотрудничество, но форумов интеллектуального плана — серьезный дефицит. Во-вторых, проанализировать набирающий силу Восток с точки зрения его ментальности, начать поиск единых смысловых концептов, существующих в современных азиатских державах. И в-третьих, выяснить, как конкретно Россия может использовать свое уникальное геополитическое положение с точки зрения диалога культур и цивилизаций.

Одной из дополнительных целей нынешних «Бердяевских чтений» является формирование интеллектуальной площадки, площадки для интеллектуального взаимодействия азиатских стран, в том числе с целью улучшения понимания друг друга, осознания, какие интеллектуальные процессы происходят в этих странах, осмыслить ментальное поле современных азиатских держав. Возможно, наш форум станет родоначальником концепции такого диалога и обусловит появление большего числа подобных площадок. Мы будем только рады, если чтения дадут такой толчок. Будем надеяться.

Источник


тэги
ИСЭПИ; 
история; 
философия; 
идеология; 

читайте также
ИСЭПИ выпустил книгу о Трампе
Фонд ИСЭПИ безусловный лидер среди российских политологических и аналитических центров
Александр Пожалов: кто из лидеров КПРФ «пролетает» мимо Госдумы?
В МИА «Россия сегодня» эксперты обсудят итоги выборов в Госдуму
Бадовский, Виноградов, Чадаев и Кузнецов соберутся в ТАСС обсудить итоги выборов