Ведущий программы «ПРАВ!ДА?» Общественного телевидения России Дмитрий Лысков рассказывает о проблемах воспитания детей школьного возраста ссылаясь на слова Дарьи Дерябиной о школе.
«Для меня эта проблема постоянно актуальна — один ребенок только-только закончил школу, другой учится. И все эти выходки „9-го класса“, которые Дарья столь красочно описала, я знаю не понаслышке. И детей младших классов, которые матерятся при учителе, как будто бы так и надо», — написал Дмитрий Лысков в своем фейсбуке.
«Знаю я также и немедленно всплывшую в комментариях тему со стороны педагогов, проходил: воспитывают родители, семья. Это уход от ответственности.
Могу точно сказать: если в школе автоматически задают, но не проверяют домашнее задание, семья может убиться об стену, требуя этого о ребенка, но он перестанет выполнять домашнее задание и идиотами окажутся родители. Если на родительских собраниях твердить о важности правильного заполнения дневников, но следить за этим время от времени, устраивая аврал ближе к концу четверти, и названивая, что характерно, родителям с внушением — то ребенок не будет заполнять дневник. Хоть семья в лепешку расшибется. Потому, что никто не заполняет, да и никто не требует. Семья в дураках, понимаете? Она говорит: делай ДЗ. Заполняй дневник. А ребенок совершенно оправданно говорит: да у нас этого никто не делает и никто не проверяет!», — отметил эксперт.
«При этом я понимаю и проблемы школы. Сегодня ребенок, особенно в старших классах, вполне может забросить ноги на стол, закурить сигарету и заявить: учитель, тебе что, больше всех надо? И у учителя нет никаких прав и инструментов призвать его к порядку.
Но можно я поставлю вопрос ребром? А какие права и инструменты были у педагога в таких случаях в Советском Союзе?
Вот для нас был существенным вызов родителей в школу, инфернальным — вызов в кабинет директора. Что-то там брезжило за этой гранью вроде детской комнаты милиции. Учета. После которого Все. Именно так, с большой буквы», — пишет Дмитрий Лысков.
«Но это же были крайние меры. Для тех отдельных двоечников, которые совсем асоциальны и были примером для других как жить нельзя.
А с остальными-то, я сейчас на свой опыт опираюсь, обходились как-то проще? Не примут в пионеры в первую очередь, потому, что не отличник и попадешь ли во вторую очередь с таким поведением, да? Поведение. Контролировалось и оценивалось. И как бы на тебя такого посмотрел Валя Котик… Были примеры для подражания и не стеснялись указывать на твое при случае несоответствие. И много ведь было таких неоспоримых примеров, при упоминании которых класс затихал.
Так вот дискуссионный вопрос: все происходящее сейчас в сфере школьного образования-воспитания — не происходит ли оно от реального отсутствия в стране пантеона героев (ну, а кто?) и соответственного формирования стереотипного поведения через подражание?
Кого бы вы сейчас поставили в упрек/пример великовозрастному оболтусу? Стива Джобса? „Скалу“ Джонсона?
Я не шучу.», — написал, подытожив эксперт.