«Регистрация на этих выборах оказалась гораздо более мягкой, либеральной, чем в 2011 году, — высказал мнение директор по исследования фонда „Институт социально-экономических и политических проблем“ (ИСЭПИ) Александр Пожалов. — Это связано с тем, что с тех пор существенно смягчилось избирательное законодательство в части требований к допуску малых непарламентских партий к участию в выборах».
«В 2011 году непарламентским партиям для того, чтобы участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей, требовалось иметь представительство в одной трети региональных парламентов. Естественно, ни одна из трех существовавших в тот момент в России непарламентских партий этой норме не удовлетворяла», — пояснил Пожалов.
«И в 2011 году „Яблоко“, „Патриоты России“ и партия „Правое дело“ собирали каждая по 150 тысяч подписей, чтобы принять участие в выборах в Госдуму», — добавил эксперт.
«И мы видим, что сразу десять непарламентских партий пошли на выборы без сбора подписей. Остальные партии собирали по 200 тысяч подписей. Но среди них не было партий с разветвленной региональной структурой, которые пользуются серьезным финансовым и организационным ресурсом, и они не смогли быть зарегистрированы», — подытожил Пожалов.
«Самовыдвиженцам, которые не пользуются поддержкой партий, для регистрации кандидатами требовалось собрать около 15 тысяч подписей на один избирательный округ», — напомнил Пожалов.
«Требуется заблаговременное создание сети сборщиков, подготовки штаба к выполнению задачи. Многие одномандатники в течение мая—июня вели переговоры о выдвижении от политических партий и к сбору подписей полноценно не готовились. Большинство штабов самовыдвиженцев изначально не были готовы к тому, что им придется собирать подписи, и допустили большое количество ошибок», — объяснил эксперт причины отказов самовыдвиженцам в регистрации.
«Все 14 политических партий, которые будут участвовать в выборах в Госдуму, отражают полностью тот политический спектр, который востребован в России, — уверен эксперт. — У избирателя есть полное партийное меню для осознанного выбора — то, чего не было в 2011 году, когда значительная часть либерального электората оказалась без собственной партии и была вынуждена голосовать от противного, за идеологически чуждые силы».
«Есть центристская партия, несколько партий патриотического толка, мы видим партии либеральные, в том числе радикально-либеральной оппозиции — „Яблоко“, „Парнас“ и Партия роста, которая играет на этом же поле. Есть нишевая экологическая партия „Зеленые“. Безусловно, большое количество партий левоцентристских или коммунистического толка», — добавляет Пожалов.
«Наиболее сильная команда кандидатов сформирована у „Единой России“ — тут нельзя не отметить ту роль, которую сыграли праймериз, — подчеркнул Пожалов. — Именно за счет праймериз „Единой России“ удалось почти наполовину обновить список своих кандидатов».
«Три партии парламентской оппозиции — КПРФ, ЛДПР и „Справедливая Россия“ — имеют доминирующие позиции на оппозиционном поле. Они все имеют уверенный шанс пройти в парламент», — уверен Пожалов.
«С одной стороны, у эсэров появились новые медийные лица федеральной узнаваемости, которые призваны заменить тех, кто покинул эту партию. Они сохранили своих региональных лидеров. Но в то же время в невидимой избирателю списочной части оказалось очень большое количество предпринимателей, которые раньше с партией не были связаны. Это размывает идеологическую идентичность партии, которая идет с левой повесткой», — заверил Пожалов.
«КПРФ сформировала, на мой взгляд, достаточно консервативный список. Мы не видим новых лиц. Федеральная десятка — это лица, хорошо известные коммунистическому избирателю, номенклатурные кандидаты. Яркие новые лица у коммунистов есть только в одномандатных округах. Все это поможет КПРФ удержать традиционного избирателя, но осложнит им борьбу за голоса новых», — говорит Пожалов.
«У ЛДПР — честно сформированный партийный список», — полагает Пожалов. — «Жириновский задолго до выборов заявил, что ЛДПР откажется от выдвижения олигархов, людей с неоднозначной репутацией. И мы видим, что, действительно, в списках ЛДПР есть предприниматели, которые уже несколько созывов связаны с партией, и молодые активисты, но нет олигархов, людей с неоднозначной репутацией, которые выдвигались на многих прошлых выборах, за что часто критиковали ЛДПР», — напоминает эксперт. По его мнению, — «главным активом ЛДПР остается сам Жириновский, но одновременно у партии есть целая плеяда уже узнаваемых молодых лидеров. В целом ЛДПР решила проблему кадрового очищения и обновления».
«Что касается остальных партий, они имеют шансы провести одномандатников в отдельных округах. Малые партии вряд ли получат представительство в Госдуме по спискам, но они вполне окажутся там через победу отдельных своих сильных кандидатов в одномандатных округах. И это повысит уровень политического представительства в Госдуме нового созыва», — резюмирует Пожалов.