Выборы без посредников

16 июня 2014 / 19:00

Как стало известно 16 июня, президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект, ужесточающий финансовую отчетность партий и кандидатов. В частности, предлагается ввести новый запрет на финансирование кандидатов через посредников. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, полагают, что основная причина появления данного законопроекта от главы государства – это необходимость борьбы с коррупцией в стране.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «законопроект подготовлен в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и рекомендациями Группы государств против коррупции по теме «Прозрачность финансирования политических партий».

Во-первых, документ вводит административную ответственность за нарушение правил финансирования партий вне выборов. За такие нарушения в ходе кампании действующее законодательство предполагает как административную, так и уголовную ответственность. Самым любопытным в этой части, пожалуй, является по сути запрет на посредничество при внесении денег на счета партий или кандидатов. Предполагается, что полученные таким образом деньги могут изначально исходить, например, от иностранной кампании или гражданина, что по закону запрещено.

Во-вторых, законопроект ужесточает правила финансовой отчетности партий. В случае принятия документа, необходимо будет публиковать в интернете данные не только пополнениях партийных или кандидатских счетов во время федеральных выборов, но и во время местных и региональных. Причем минимальные по сумме операции, о которых нужно отчитываться, снижаются вдвое. Например, на президентских выборах кандидат должен размещать информацию о расходовании сумм свыше 100 тысяч рублей, о юрлицах, которые жертвуют более 200 тысяч рублей, о количестве граждан, внесших более, чем по 20 тысяч рублей.

Как объясняет директор Научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов, нормы этого законопроекта, по сути, дублируются в уже действующих нормативных актах, в частности, законах о прокуратуре или налоговой. Однако прежде такого рода проверочные функции этими ведомствами осуществлялись неохотно, так как не входили в число приоритетных.

«Сейчас на этих выборах прокуратура, избирком и налоговая должны следить, есть ли нарушения. То есть, закон не ужесточает какие-то нормы, направленные против кандидата или его спонсора, а обязывает прокуратуру заниматься делом. Если раньше они могли «отфутболить», то теперь будут обязаны заниматься», - говорит эксперт.

Что касается запрета на посредничество, то, по мнению Смирнова, в нынешнем виде документ все равно оставляет лазейки. Например, посредник может собрать деньги за какое-то время до выборов и  перевести их на счет кандидата, не афишируя проделанную работу. Или жертвователь, которому запрещено финансировать политические силы в РФ (иностранец или международная организация) может оформить свой перевод как дарственную посреднику, который, в свою очередь, переведет эти деньги не счет кандидата вполне законно от своего имени.

«Но, по крайней мере, будут отсеяны незаконные микропалатежи», - поясняет Смирнов.

Член Совета по правам человека при президенте РФ, председатель совета общественной организации «Российский общественный институт избирательного права» Игорь Борисов полагает, что президентский законопроект приводит правила политического финансирования в соответствие с международными нормами.  В частности, считает эксперт, законопроект помешает использовать в финансировании выборов гражданами СНГ, которые, пользуясь «достаточно либеральным законодательством в этой части», могут продолжительное время находиться на территории РФ без особого внимания со стороны контрольных органов.

Кроме того, это помешает вмешиваться в ход российских выборов международным организациям, многие из которых, по мнению Борисова, «создавались под благовидными поводами, но, подчас, ведут деятельность далекую от лозунгов, которые они озвучивали в рамках устава».

При этом, отмечает он, примеры негативных последствий при финансировании через посредников имели место, как в России – избирательная кампания Алексея Навального в 2013 году – так и за рубежом, например, в ходе выборов президента в США в 2010.

«Например, по поводу сбора денег штабом Барака Обамы через смс-сообщения правозащитники как раз высказывали опасения, что их могут присылать иностранцы», - рассказывает Борисов.

В свою очередь, гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов не исключает, что среди прочего законопроект может быть направлен на то, чтобы «оживить» региональные отделения новых партий.

«У многих партий, особенно у так называемых «новых» региональные партийные отделения существуют лишь на бумаге», - говорит эксперт, впрочем, уточняя, что одного такого законопроекта будет для этого мало.

При этом участие президента в подготовке документа он объясняет тем, что в таких случаях документы быстрее проходят обсуждение в Госдуме.

«Через три месяца в стране пройдут многочисленные предвыборные компании, в том числе, многочисленные губернаторские. В сентябре 2014 года будет возможность проверить действенность этого закона перед еще более важными выборами 2015 года», - объясняет Смирнов.

Архивный материал.
В сентябре 2014 года будет возможность проверить действенность этого закона / читать
Законопроект находится в русле антикоррупционной политики, которую проводит президент / читать
Закон не ужесточает какие-то нормы, а обязывает прокуратуру заниматься делом / читать