2015 год обещает быть тревожным для России. Фактически все вызовы извне, с которыми Россия столкнулась в 2014 году, сохраняют свою актуальность и в году наступившем. Чего стоит опасаться России и ее руководству и к чему готовиться — на эти вопросы дали ответы наши эксперты.
Спектр проблем, представляющих угрозу для нашей страны, в целом понятен любому, кто мало-мальски следит за тем, что происходило с российской внешней политикой в 2014 году. С самого начала 2014 года резко усилилась критика России западными политическими элитами — на фоне украинских событий, но не только и не столько из-за них. Напряженность по поводу Украины достигла пика после вступления Крыма в состав России в марте и падения малазийского «Боинга» под Донецком в середине лета. После этого западные элиты перешли от агрессивной риторики к введению беспрецедентных по своим масштабам экономических санкций против России. По словам российского президента Владимира Путина, санкции были бы введены в любом случае — вне зависимости от украинских событий, но, безусловно, Украина послужила катализатором.
Россия нашла, чем ответить Западу, и ввела контрсанкции против стран-обидчиц. Кроме того, был осуществлен своего рода «поворот на Восток». В российской внешнеполитической риторике стали подчеркивать особые отношения России с рядом стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в особенности — с Китаем. Был подписан масштабный контракт на поставки газа в Китай, для чего запущено строительство трубопровода «Сила Сибири».
На самой Украине почти весь год продолжалась кровавая гражданская война. Восток страны, мягко говоря, без энтузиазма воспринял свержение Януковича (при сложном отношении к бывшему украинскому президенту, он все-таки был для Востока своим, в отличие от Турчинова или Яценюка) и риторику новых киевских властей об отмене русского языка и вообще в отношении «пропутинского Востока». Агрессивная политика Киева по отношению к Юго-Востоку взорвала Донецкую и Луганскую области (в остальных регионах протесты удалось подавить, что привело, в частности, к кровавой бойне в Одессе). Крупные территориальные фрагменты этих областей не признают нынешнюю киевскую власть, что создает известную геополитическую и военную напряженность прямо на российских границах.
Это только основные внешнеполитические вызовы, которые сразу приходят на ум, а ведь есть и другие — международный терроризм, во всей красе проявивший себя под Новый год в Пакистане, мировая экономическая рецессия и даже вирус Эбола. Мы попросили экспертов оценить, чего России стоит ожидать от внешнего мира в Новом году, к чему стране и ее жителям стоит быть готовыми.
«Основная угроза России связана с изменением геополитической обстановки, которая влияет как на национальную безопасность страны, так и на то, что касается экономики и развития российского общества», — полагает политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.
«Прежде всего, это касается ужесточения отношений с Западом. Надо понимать, что здесь является причиной, а что — следствием. Государственный переворот на Украине затронул коренные интересы России. И реакция России на эти и последующие события является элементарной самообороной. Россия, таким образом, не является причиной, причина в экспансии блока западных стран и прежде всего США, которые не воспринимают пространство международной безопасности как нечто общее и неделимое», — убежден Зудин.
Как считает политолог, дело не только в Украине, следует вспомнить и события в Сирии, и «Арабскую весну» и т. п. «Таким образом, США приводят своими усилиями к дестабилизации международной обстановки, порождая разрастание международного терроризма. Получается порочный круг, выход из которого будет трудным и не стоит его ожидать в среднесрочной перспективе. Политический класс других стран Запада, прежде всего Европы, утратил влияние на международные дела и следует в фарватере политики США. Выход из этой ситуации заключается в обновлении политического класса западноевропейских стран и ухода генерации политиков, которые сформировались и пришли к власти после окончания холодной войны и чувствуют себя победителями, которым все можно», — оценивает эксперт.
По мысли Зудина, основная парадигма поведения России в этих условиях была сформулирована российским президентом: «необходимо использовать санкции для перестройки экономики, изменения и консолидации российского общества и внешние вызовы могут сыграть в этом позитивную роль».
«Главная и основная угроза России — это дальнейший кризис и коллапс на Украине и возможные попытки военного решения вопроса с Новороссией. Если это произойдет, не исключен вариант, что России придется вмешаться с целью просто спасения мирного населения от физического истребления. Придется действовать по модели Ливии, когда создавалась бесполетная зона, а затем вводились войска, чтобы защитить жителей Бенгази от полного истребления. И тут варианты реагирования нужно дотошно прорабатывать», — полагает заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков.
«Первая и главная угроза — отношения с внешним миром. Но не в том ключе, в каком это принято сегодня обсуждать в России в контексте „внешней угрозы“ или „давления со стороны США“. Россия самостоятельно разрывает контакты с внешним миром и это угрожает долгосрочному развитию страны. Остаются, разумеется, дружеские связи с Китаем», — так оценивает роль внешней угрозы политолог Иван Преображенский. И добавляет: «Это как раз вторая угроза — превращение в сателлита КНР, а значит и окончательное преображение страны в сырьевой придаток, поскольку, в отличие от того же ЕС, в Китай Россия давно уже поставляет только сырье да военные технологии».
«Наконец, самая поздняя по своему генезису, но наиболее актуальная угроза — это ситуация на Украине. Риск втягивания России в полномасштабную войну сохраняется. А это только ускорит реализацию всех остальных угроз», — резюмирует Преображенский.
«Основная внешняя угроза — украинский конфликт и угроза перехода его в горячую фазу, когда мы будем вынуждены ввести войска и американцы соответственно тоже. В рамках этой угрозы возможна дальнейшая война санкций. Она более вероятна, чем горячая фаза. Война санкций продолжится и будет негативно влиять как на состояние нашей экономики, так и мировой. С учетом плохой нефтяной конъюнктуры и угрозам поставкам „Газпрома“ в Европу это может серьезно сказаться на нас», — опасается руководитель аналитической службы «Ленты.Ру» Максим Жаров.
Еще одна внешняя угроза, по оценке эксперта, состоит в ухудшении конъюнктуры на нефтяном и газовом рынке. «Если „Газпрому“ будет перекрыт после применения дословно третьего энергопакета вход на европейский рынок, и если нам не удастся договориться конкретно о поставках газа в Китай в скором времени (поскольку те контракты, которые заключены, они еще являются рамочными, а сроки начала поставок не раньше 2018−20 года), мы можем получить серьезное падение нефтегазовых доходов в бюджет. Об этом сейчас идут серьезные разговоры», — говорит Жаров.
Жаров также отмечает возможность дестабилизации на границах России: тут речь не только об Украине, есть еще и Кавказ.
«Нагорно-карабахский конфликт тлеет. Непонятно, что будет в ближнем Закавказье — заключение партнерства с Абхазией как раз и означает, что мы заботимся об этой проблеме. Можно говорить, что угроза дестабилизации на Кавказе воспринимается нашим руководством как реальная», — убежден эксперт.
А политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко называет в качестве основных угроз внешнее давление и дополнительные санкции. «Мы увидим еще несколько пакетов санкций, если ситуация не изменится, вероятность этого сценария довольно велика», — полагает политолог. По оценке Минченко, «третья угроза — гражданская война на Украине и экспорт ее в Россию. Если активизируются боевые действия, чего нельзя исключать, это может быть серьезной проблемой для России. У нас сейчас миллион беженцев, а может быть полтора-два. А этих людей нужно кормить, трудоустраивать и так далее».
По его словам, также потенциальную угрозу для России представляет ситуация в Центральной Азии.
«Тут есть, во-первых, угроза из Афганистана, откуда американцы выводят войска, и давление откуда будет усиливаться. Во-вторых, это внутренние проблемы региона, связанные, прежде всего, с фактором старения лидеров двух республик — Казахстана и Узбекистана. Лидеры их — люди немолодые, сидят во главе республик с конца 80-х-начала 90-х. Это, пожалуй, основные риски и вызовы», — уверен эксперт.
«Внешние угрозы связаны с проявлением глобальной конкуренции, с тем, что устанавливается новый финансово-экономический порядок в хорошем смысле этого слова. В этой связи возникает нестабильность», — считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
По его мнению, «еще одной угрозой является поведение части истеблишмента Соединенных Штатов, которая не нашла себя на минерально-сырьевых просторах Российской федерации».
«Часть истеблишмента себя нашла и остальные завидуют им. Я говорю, прежде всего, про конкуренцию между „Шеврон“ и „Шелл“ и „ЭксонМобил“ и ВР. Мне кажется, что и санкционная война может быть связана именно с этой конкуренцией внутри американских элит», — полагает Мухин.
Еще одна проблема, по его словам, связана с поведением Китая. «Он позиционирует себя как глобальный лидер, но у него есть целый ряд нерешенных проблем: экологических, проблем с занятостью населения и так далее. Объективно Китай — прямой и непосредственный конкурент России и это безусловно следует учитывать», — говорит Мухин.
А вотдиректор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин основной угрозой на 2015-й год и далее называет «попытку реализовать „цветной сценарий“ в России». «При этом будут применяться те технологии, которые отрабатывались в последние два десятилетия на постсоветском пространстве и не только на нем. Понятно, что Россия не поддается на давление извне, потому будут предприниматься попытки раскачать ситуацию изнутри», — считает Салин.
По мнению политолога, «при этом будет осуществляться давление на болевые точки, которые недавно определил Владимир Путин на заседании Совбеза».
«Первая — национально-конфессиональные противоречия. Здесь и проблемы миграционных потоков, и — самое главное — меконфессиональные конфликты, вернее, конфликт внутри одной конфессии — а именно — между традиционным и нетрадиционным исламом. Здесь будут и заигрывания с молодежью, поскольку молодежь не имеет достаточного жизненного опыта и относительно легко поддается под влияние радикальных идей», — говорит Салин.
«Плюс к этому — использование текущей повестки дня, связанной с ухудшением экономической ситуации. Тут давление будет осуществляться на отдельные профессиональные социальные группы. Это отличается от того, что было до сих пор: если ранее по „белоленточному принципу“ производилось политическое давление, то теперь на первый план выходит социально-экономическая повестка», — убежден он.
А вот вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин настроен крайне позитивно. «Внешнеполитических угроз России я не вижу. У российского президента достаточно козырей в рукаве, чтобы отразить любую угрозу, как показывает практика. Так, продовольственное эмбарго больно ударило по Евросоюзу, а их санкции по сути провалились. Что касается решения по „Южному потоку“, то результатом его будет то, что Евросоюз разделится (не расколется, конечно, но разделится), поскольку это решение явно наносит ущерб Южной Европе. Усилятся и противоречия США с разными странами ЕС, поскольку едва ли не все усилия США сегодня сводятся к ослаблению евро. В связи с этим можно ожидать отношений отрицательного характера США с Германией», — говорит эксперт.
Михаил Захаров