Президент Владимир Путин поручил изменить образовательный стандарт для школы таким образом, чтобы сочинение вновь учитывалось в рамках итоговой аттестации. К 1 марта 2014 года Министерство образования и науки должно подготовить свои предложения. В случае оперативного утверждения поправок школьникам придется не только готовить письменные работы, но и защищать их устно уже в следующем учебном году. Центр политического анализа предложил высказаться как сторонникам, так и противникам экзамена в форме сочинения.
Словесность, литература, русский язык – вопрос о нормах гуманитарной образованности последнее время находится в центре внимания государства. На фоне встречи Владимира Путина с литературным сообществом, вполне логичным выглядит его поручение вернуть в школу сочинение в качестве экзамена на аттестат зрелости. Вместе с тем данное решение выглядит нетривиальным на фоне тех трендов, которые утверждались в образовании все последние годы.
Так, сочинение – это одна из тех форм обязательного итогового испытания, которую был призван заменить Единый государственный экзамен, пять лет назад окончательно закрепленный на всей территории страны в качестве безальтернативной процедуры оценки знаний выпускников. Несмотря на глухое сопротивление переменам со стороны значительной части образовательного сообщества, позиция Министерства образования оставалась бескомпромиссной. И вот сегодня на повестке дня инициатива, явным образом идущая вразрез с привычным стилем трансформации российской школы.
Конечно, об отмене ЕГЭ никто не говорит даже гипотетически. Но сама необходимость ввести дополнительный обязательный экзамен, бросает на ЕГЭ определенную тень. Выходит, некоторые важные компетенции в рамках ЕГЭ оценить все-таки нельзя.
Один из наиболее популярных доводов против ЕГЭ всегда состоял в том, что сама концепция «измерительных материалов» исключает содержательный подход к оценке работы. Креативность, глубина анализа, умение обращаться со словом – все то индивидуальное, что школа сумела развить в мышлении выпускника – оказывается чем-то лишним. Таким образом, ЕГЭ измеряет и оценивает все что угодно, кроме, собственно, «образования» - способности мыслить самостоятельно. Именно эту способность в идеале позволял оценить экзамен в форме сочинения.
«Сочинение требует от школьника реализации творческих навыков в области русского языка и литературы» - отмечает заместитель директора Института русского языка РАН Леонид Крысин. ЕГЭ же, по словам Крысина, скорее тестирует память.
Член-корреспондент Российской академии образования и один из самых яростных противников ЕГЭ Александр Абрамов подчеркивает, что возврат к сочинению – это по факту признание ошибок, допущенных в ходе реформирования образования.
Абрамов рассчитывает на то, что сказав «а», власть скажет и «б», открыто признав ошибочность своего курса в образовательной политике. Эксперт отмечает, что если поручение Владимира Путина будет исполнено, и школа действительно начнет возвращаться к классическим нормам гуманитарной образованности, потребуется еще целый ряд решений, призванных воскресить культуру чтения как такового.
«Если все это всерьез и надолго, тогда в дополнение к этим поручениям, нужно было бы принять очень жесткие меры по реанимации системы книгоиздания, по восстановлению общества книголюбов, по кардинальному изменению отношения к библиотекам и их наполнению» - сказал Абрамов в разговоре с Центром политического анализа.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве, заслуженный учитель России Евгений Бунимович, как и многие, констатирует, что умение внятно выражать свои мысли, писать, анализировать, объяснять, интерпретировать тексты остается за рамками «измерений» Единого государственного экзамена. Между тем, общий уровень гуманитарных компетенций современных школьников зачастую создает для них трудности там, где речь вообще не идет о литературных или других нетривиальных текстах.
«Уже учителя математики, физики, химии жалуются, что дети не могут решить задачу даже не потому что они не разбираются в предмете, а потому что они не понимают условий».
Отказ от сочинения в числе многих других процессов способствует деградации нашего коммуникативного пространства. Если умение писать и читать тексты – не является общеобязательным, схлопывается сам культурный контекст русского языка. О какой «зрелости» тут можно говорить?
Вместе с тем для Бунимовича очевидно, что отмотать время вспять и «вернуть все как было» вовсе не является решением проблемы. Ведь тот тип «сочинения», который был востребован школой десятками лет, так же не является идеалом, хотя бы потому, что для его подготовки достаточно было воспользоваться образцом из популярного справочника.
Там, где предполагалось оценить умение рассуждать, излагать и самостоятельно пользоваться инструментами культуры, по факту опять проверялось умение правильно воспроизвести набор клише. «Вопрос состоит в том, как сделать так, чтобы письменная работа действительно была индивидуальным высказыванием, а не переписыванием шаблонов из сборника «100 лучших сочинений» - подчеркивает Евгений Бунимович. По его словам на этот вопрос предстоит ответить профессиональному сообществу словесников.