Новый учебник истории для средних школ, концепцию которого разрабатывает рабочая группа при Минобрнауки, будет включать в себя и период после 2000 года. Об этом сообщили в понедельник российские СМИ. Преподаватели истории разделились в оценках этого события. По мнению одних, история последних лет – чистая политика. Другие указывают, что без понимания процессов «нулевых» годов, школьники не смогут понять цели страны на будущее.
В новом едином учебнике истории правление Владимира Путина выделят в отдельный раздел. Уже на следующей неделе Министерство образования и науки опубликует концепцию нового учебного пособия, согласно которой школьникам будут преподавать не только историю постперестроечной России до 2000 года, но и новейшую историю вплоть до 2012 года, сообщила сегодня газета «Известия».
Ранее с предложением ограничить изучение истории в школе 2000-м годом выступал министр культуры Владимир Мединский. Он ссылался на дореволюционные учебники, в которые не включался период царствования здравствующего императора.
Вопрос о том, включать ли в учебник события после 2000 года вызвал оживленные споры на круглом столе «Дискуссионные проблемы советской и постсоветской истории в Историко-культурном стандарте», который состоялся в начале месяца.
«По вопросу о современной истории были голоса в пользу предложения министра культуры Владимира Мединского ограничить ее 2000 годом, но я отношусь к сторонникам той точки зрения, что изучение истории нужно завершать вчерашним днем. Иначе - из каких источников получат учащиеся это знание? Я за предоставление нейтральных знаний о сегодняшнем дне. Без восхваления или обличения. Какие мероприятия были проведены, какие мероприятия, когда состоялись выборы и т.д.», - рассказывал Центру политического анализа доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН Александр Шубин.
Заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского городского педагогического университета Кирилл Митрофанов полагает, что период после 2000 года не относится к истории, а лежит в области политики.
«Раздел учебника истории России, посвященный событиям после 2000 года, способны написать только политологи. История и политология – разные предметы. Для того чтобы материал стал историей должно умереть три поколения, заставшие эти события, тогда это может стать историей. Все, что случилось после 2000 года – это не история, а политика, это совсем другой разговор»
Преподаватель истории московской Ломоносовской школы Владимир Кружалов полагает, что стремление ограничить учебник истории 2000-м годом присуще представителям академической науки, а учителя скорее выступают за их включение в учебник.
«Лучше, чтобы последние годы все-таки были отражены, ибо для детей они представляют их собственную историю. В противном случае образуется разрыв, который приведет к потере интереса школьников к предмету»
По его словам, доведение предмета истории до последнего момента позволит актуализировать историю для школьников, обеспечить дополнительную связь с ней. «Это не столько идеологический вопрос, сколько мотивационный», - подчеркивает Кружалов.
Преподаватель Историко-архивного института РГГУ Иван Белоконь полагает, что период отечественной истории после 2000 года очень важен. «Если не дать ему оценку и не поместить в учебник, получится, что наша история обрывается там, где она действительно могла оборваться. Ведь в воспоминаниях Билла Клинтона есть характерная фраза «действия Путина на время приостановили распад России». Мы помним и 1999-й, и 2000-й – пожар на Останкинской телебашне, гибель «Курска», череда внешнеполитических неудач и т.д. Все это удручало, и многие не верили, что из такой ямы можно выбраться. Объективно за прошедшие полтора десятилетия сделано очень много. Конечно, найдутся критики, которые заявят, что сделанного недостаточно», - отмечает он.
По словам преподавателя, «дело не в апологетике Путина, а в том, что «нулевые», как их сейчас принято называть, очень важны. Они показывают, как фактически проигравшая страна из неведомо откуда взявшихся сил начинает выбираться из ямы. Если мы не отразим этот процесс, то не сможем объяснить молодому поколению, каковы наши цели в будущем», - указывает он.
По мнению Белоконя, авторами соответствующегораздела учебника могли бы стать профессора МГУ Александр Барсенков и Александр Вдовин, известные «забракованным» учебником (История России 1917–2009. - М.: Аспект Пресс, 2010). «У Вдовина выходила замечательная книга «Русские в XX веке». Он никоим образом не стоит на просталинских позициях, а очень хорошо владеет демографическим материалом и статистикой», - отмечает он.
Белоконь также считает, что при подготовке раздела про 2000-е годы не обойтись без привлечения представителей смежных с исторической наукой направлений. «Я бы прибег к услугам культурологов и тех, кто занимается геополитикой. В связи с этим можно назвать имя Александра Дугина», - заключил он.